Смекни!
smekni.com

Формування рок- культури (стр. 3 из 4)


Несмотря на все революционные и реакционные изменения, происходившие в рок-музыке периода 70-х годов, некоторые группы не пошатнули своих позиций, сохранили прежний имидж и продолжили развивать свой стиль, усовершенствуя своё звучание. Более того, именно конец 70-х (1978-1979 гг.) стал для многих групп периодом расцвета. Речь идёт про такие команды как "Judas Priest", "Motorhead", "Saxon", "Thin Lizzy", "AC/DC", Гэри Мур и другие.

Конец 70-х прошёл под знаком не только окрепших команд, но и новых групп, множество из которых возникло как раз в этот период. "Культовые" исполнители калибра "Led Zeppelin" и "Deep Purple" фактически "капитулировали" и сошли с рок-

сцены, получив заслуженный и бесспорный статус "рок-легенд".

Именно "новая волна" наметила основные тенденции развития рок-музыки грядущего десятилетия. "Лирический" и "романтический" рок, просуществовавший чуть более двух десятков лет, уже перестал быть актуальным. Новые и амбициозные коллективы ("Iron Maiden", "Sledgehammer", "Samson", "Angel Witch", "Def Leppard", "Girlschool", "Diamond Head", "Van Halen", "Cheap Trick", "Vardis", "Tygers Of Pan Tang" и другие), играющие "хард-н-хэви" ("жёсткий и тяжёлый рок"), попали "в струю" "новой волны" и выжили в водовороте перемен.

Музыканты "новой формации" не просто бросили своеобразный "вызов" своим "предкам". Их творчество было своего рода реакцией на закореневшие устои и взгляды общества, в котором они росли и воспитывались. Этим был заложен фундамент для дальнейших преобразований и экспериментов.

После непродолжительного застоя, с приходом 80-х, рок-музыка снова становится популярной. Одной из главных причин подобного "возрождения" стала организация и проведение крупных рок-фестивалей (Вудсток, Доннингтон, Ридинг, Кнебворт) с привлечением разноплановых по стилю групп.

"Новая волна", захлестнувшая рок, "выбросила на берег" своего рода музыкальный "гибрид", предоставив публике возможность оценить подытоженный синтез рок-музыки за все предшествующие периоды. Данный "продукт" пришёлся по вкусу и стал также одним из "виновников" "ренессанса" рок-культуры, возродивший спрос на музыку подобного формата.

В Америке на ведущие позиции выдвинулись представители "west-coast" ("Kiss", "Foreigner", "REO Speedwagon", "Journey", "Toto"), а также новые группы ("Van Halen", "Motley Crue", "Bon Jovi", "Cheap Trick", "Quiet Riot").

Начало 80-х (1981-1982 гг.) было названо "вторым британским нашествием". Воспользовавшись относительно слабыми позициями рока, который ещё не успел окончательно окрепнуть, музыкальные рынки Америки и Европы начали постепенно понемногу заполняться продукцией представителей поп-волны ("Culture Club", "Soft Cell", "Eurythimcs", "Tompson Twins" и "Human League").

В последующие два года, рок вернул свои позиции и продолжил развиваться. Этому предшествовала "бомба общемирового масштаба". В 1980 году австралийская группа "AC/DC" выпускает один из самых "сильных" рок-альбомов ("Back In Black"), который является на сегодняшний день одним из самых продаваемых музыкальных альбомов за всю историю. Удачные эксперименты со стилями позволили музыкантам продолжить успешные поиски новых направлений своего развития. Начали зарождаться и развиваться такие разновидности рок-музыки, как "thrash", "speed", "black-metal" и "death rock".

Жёсткая стилистика встретила вполне объяснимый и яростный отпор со стороны музыкальных критиков. При этом они не скупились на эпитеты, требуя запретить рок-музыку, так как, по их мнению, она мешала нормальному развитию молодёжи, лишая их рассудка и не имела под собой творческой идеи. Однако, ни музыкантов, ни

слушателей подобные заявления не смущали и не причиняли никакого беспокойства.

Середина 80-х стала, пожалуй, переломным моментом в развитии рок-музыки. Альбомы "Kill 'Em All" ("Metallica"), "Hail To England" ("Manowar"), "Violence And Force" ("Exciter"), "Vices" ("Wasted") или "Rotal Damnation" ("Sad Iron") подчеркнули индивидуальность авторов и дали "пищу для размышлений", открыли возможности и перспективы для развития.

Изменения направленности рок-музыки коснулись также в переменах текстов, сценических образов и имиджа. Военная и историческая тематика начала соседствовать с религиозной и внутренним миром человека.

Это, в определённой мере, объясняет появление групп со следующими названиями: "W.A.S.P.", "Slayer", "Sodom", "Bathory", "Helloween", "Venom", "Possessed", "Voivod", "Celtic Frost", "Onslaught" и т.п. В конечном счёте, рок-музыка начинает прочно "оседать" по обе стороны Атлантики.

В США фаворитами выступили такие группы как "Metallica", "Megadeth", "Anthrax", "Keel", "Ratt", "Helix", Ингви Мальмстин и другие.

В Европе Британия постепенно утрачивает статус своеобразной "Мекки" рока. В Швеции зарождаются такие коллективы, как "Europe", "Great White", "Torch" и "Black Widow", в Испании - "Sortilege", во Франции - "Baron Rojo", в Дании -

"Merciful Faith".

Но самый настоящий бум состоялся, наверное, в Германии, откуда вышло очень много интересных и неординарных команд, таких как "Scorpions", "Helloween" и "Accept".

Ещё одним примечательным фактом конца 80-х стал расцвет (в прямом и переносном смысле) женского рока. Такие исполнительницы, как Ли Аарон, Лита Форд, Джоан Джетт, "Rock Goddes", "Hellion", "Rosa Vista", "Girlschool", "Warlock", "Holy Moses" продемонстрировали всему миру умение прекрасной половины человечества делать красивую и качественную музыку.

Конец 80-х - первая половина 90-х явили рок-миру множество новых и ярких команд. Такие группы как "Guns'n'Roses", "Cinderella", "Aerosmith", "Skid Row", "Paradise Lost", "Sepultura", "Pantera", "Black Crowes", "Testament", "Overkill" моментально завоевали прочные позиции на рок-сцене, так как продемонстрировали нечто "эксклюзивное" своим творческим подходом.

Именно начало 90-х дало развитию рок-музыки новый толчок, опровергнув все попытки критиков похоронить рок-культуру в обломках славы. Мини-кризис всё же существовал, так как обилие разнообразных групп, привнесших

в рок собственные идеи и мотивы, слегка "размыло" стиль.

То, что удалось сделать Курту Кобейну, было очень похоже на революцию, совершённую панк-роком несколько десятилетий назад. Появление нового стиля под названием "грандж" (своего рода синоним "недовольства"), прародителем которого выступило "детище" Курта - группа "Nirvana" (с "продвинутого" западного американского побережья), открыло новую эру в развитии рок-музыки.

"Грандж" является по своей сути "двоюродным братом" панка. Практически параллельно с ним появилось понятие "альтернативного рока". Альтернативой в данном случае выступало то, что рок-музыка, наконец, предоставила возможность развиваться в рамках рока разнообразным суброковым направлениям. Это стало, своего рода, рок-демократией ("правом на выбор") для молодых и начинающих музыкантов.

"Новейшая волна" мгновенно способствовала популяризации и появлению различных команд, объединённых одной прогрессивной темой: "Soundgarden", "Faith No More", "Pearl Jam", "Red Hot Chili Peppers", "INXC", "Nine Inch Nails", "Alice In Chains" и другие. Вторая половина 90-х была ознаменована триумфом новой разновидности "доступного" рока - так называемого "брит-попа". Такие команды как "Oasis", "Blur", "Pulp", "Deep Blue Something", "Travis", "Stereophonics", "Manic Street Preachers" вернули Британии славу законодателей рок-музыки.

Смерть "отца" и идейного вдохновителя "гранджа" вовсе не означала кончину его "детища" (то есть стиля). Помимо уже имеющихся последователей появилось великое множество новых команд: "Foo Fighters", "Hole", "Bush", "Creed", "Stone Temple Pilots", "Babylon Zoo" и другие. По сути, это и стало сигналом для поддержки и

распространения данного направления.

Говоря про тенденции развития рок-музыки 90-х, хочется отметить её многогранность. Жёстких рамок не существовало, а "настроения" расширились и развивались. Оно колебалось от депрессивно-грустных "Placebo", "The Verve" и "Radiohead" до задорно-озорных "неопанков" в лице "Green Day", "Offspring" и "H-Blockx".

Соответствующим образом поменялась и стилистика команд. К жёстким и мрачным "Rammstein", "Marylin Manson", "White Zombie" и "революционерам" из "Rage Against The Machine" добавились загадочные и романтичные "U2", "REM", "Silverchair" и амбициозные "Smashing Pumpkins". "Женский рок" получил в своём развитии прекрасный резонанс. Помимо индивидуально ярких и развитых личностей типа Аланис Мориссетт, Шерил Кроу, Джоан Осборн и Мередит Брукс появилась масса интересных групп с наличием женского вокала: "Cranberries", "Garbage", "No Doubt", "Republica", "Skunk Anansie", "Guano Apes", "Cardigans", "K's Choice" и другие.