Смекни!
smekni.com

Шпоргалка по Культурологии (стр. 5 из 14)

г) Абстракционизм (отвлечение) выделяют геометрический и экспрессивный д) Оп-Арт – создается эффект использования оптических средств.

Вопрос 17 Традиционалистская концепция культуры. Традиция – от латинского традицио, что означает передача. Имелось в виду прежде всего передача священного знания . Традиция содержала в себе знания об идеальных принципах бытия и адаптировала эти принципы ко всем уровням существовавшего общества. Рене Генон, Элиос Эвола, Мирга Элладе – они рассматривали традицию как всеобщий феномен. Они показали, что традицию нельзя сводить лишь к национальным общекультурным или социальным аспектам. Основой традиции они считали – феномен священного, духовный порядок господствует над всеми остальными. Наука и общественные институты являются приложением духовных идей, господствующих в традиционной цивилизации, таким образом с точки зрения традиционной культуры сама традиция , образ ее существования осмысляется как совокупность священных знаний восходящих к божественному и не человеческому источнику.

Вопрос18 Космология и ритуал в традиционных культурах. Космология имеет 3 составные части:

1) космогония – учение о происхождении мира 2) космография – учение о миро – устройстве 3) эсхатология – учение о конце мира, о последних судьбах мироздания. Космологические учения во всех традиционных доктринах описывают структуру 3-х миров проявления.

1 мир – мир неба, мир высших духовных принципов.

2 мир – мир атмосферы, мир души, мир тонких форм.

3 мир – мир земли, мир плотных форм

Важное место в традиционной культуре занимает ритуал. Если мифология повествует об изначальном совершенном времени, то ритуал призван в это изначальное время ввести ритуал –священное действие, которое направлено на общение со сверх естественным, на объединение с ним. Ритуал соединяет человека с его архетипическим образом и сталкивает его с запредельным, которое превышает границы обусловленного бытия.

Вопрос 19 Миф, архетип и коллективное бессознательное. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов: космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен, о животных, календарные, солярные, лунарные, астральные.

Если Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то Карл Густав Юнг (1875-1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного. Юнг некоторое время сотрудничал с Фрейдом и многое воспринял из психоанализа, но основы концепции были заложены им самостоятельно Как и Фрейд, Юнг начинал в качестве врача-психиатра, однако он не остановился на сексуально-биологической трактовке бессознательного. Исследования Юнга привели его к иному выводу. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. И эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни. Но самое удивительное, что большинство пациентов Юнга в силу своего образования и своей биографии просто не могли знать про эти достаточно сложные культурные символы! Эти символические образы не пришли извне и не изобретались сознательно, поэтому оставалось только заключить, что они рождены общим для всех людей бессознательным.

Однако это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу, подобную фрейдовскому «Оно». Открытое Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное коллективнымбессознательным, а его первичные формы (структуры) — архетипамиколлективного бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного — это своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих» По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип - это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов — жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком).

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл в насыщенном растворе. Подобно этому на архетипах построена вся психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соответствующий архетип. Для примера укажем на два архетипа — архетип «священного» и архетип, «тени». Священное, по Юнгу, есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов различных религий. «Тень» — это темный бессознательный двойник нашего Я: «Мы несем в себе наше (историческое) прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями»

Вопрос 20 Традиции и новации в ареале культуры. Явление культуры в его историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который осмысливается, закрепляясь в традиции. Однако несмотря на всю важность традиций которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без ее обновления, оно проявляется в изменениях , которым подвергается весь образ жизни . Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Что бы стать ценностью человеческого бытия, им требуется определенное время. Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя.

Вопрос 21 Культура первобытного общества. Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.