На одном карфагенском памятнике сохранилось изображение жреца, который держит в руках ребенка. Полагают, что он представлен в момент ритуального убийства. Известно, что богатые пуны отдавали вместо своих сыновей рабов или военнопленных. Но это считалось преступлением, да и было доступно далеко не всем. В дни же больших праздников или в годы бедствий людей умерщвляли тысячами. Даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали человеческие жертвоприношения (19) .
В первобытные времена такого рода обряды были нередки. Однако Карфаген никак нельзя было назвать первобытным. Века процветания поставили его на уровень самых развитых и даже изысканных культур. Но из всех цивилизованных народов древности, пожалуй, одни ацтеки могли сравниться с пунами в их патологической жестокости.
Римляне отнюдь не были людьми мягкосердечными, но все же карфагенские обычаи внушали им слишком большую гадливость, чтобы примириться с ними. Они отдавали должное пунийским полководцам, мореходам и мастерам, но дальше этого не шли.
По справедливому замечанию Честертона, мы теперь лишь потому можем любить античность, что она духовно не покорилась «карфагенству». А такая опасность была. В самом деле, каким зловещим выглядел бы греко-римский мир, признай он культ финикийского Молоха...
Первая пуническая война вспыхнула в 264 году до н. э. и длилась «бесконечно долго», почти четверть века, а за ней последовала вторая, когда Ганнибал едва не взял приступом Рим. Нет необходимости останавливаться на этих драматических событиях, подробно описанных Ливием. Клятва Ганнибала в вечной ненависти к Риму, горящие суда пунов, римское войско, тонущее в болотах, боевые слоны среди заснеженных Альп и отчаянный вопль римлян: «Hannibal ante portas!» («Ганнибал у ворот!»)—все это известно многим со школьной скамьи...
Когда в 204 году пунийский полководец сел на корабль и последний раз в бессильной ярости взглянул на берега Италии— исход борьбы двух колоссов был решен. Когорты римских граждан заставили отступить африканских наемников. Напрасно Ганнибал, вернувшись домой, клеймил беспечность правителей своей страны, напрасно метался, в отчаянии ища поддержки у греков, предлагая Антиоху III союз против Рима,— звезда Карфагена померкла, и навсегда.
Африка, Испания, Сиракузы оказались теперь в руках консулов. Триумфальный парад, которым был встречен победитель Ганнибала Сципион Старший, превзошел все, что прежде видели римляне. Но в те дни еще кое-кто мог праздновать победу, хотя и другого рода. Человек, сокрушивший Карфаген, был пленен обаянием греческой культуры и решил содействовать ее торжеству на латинской земле. Отныне судьба сурового Рима будет прочно связана с эллинским гением. Конец Ганнибаловой войны был ознаменован началом «греко-римской» эпохи, которая принесла победителям много новых тревог и неожиданностей.
Этруски
Около 800 г. до н. э. на западном побережье там, где сейчас находятся Тоскана (Этрускана) и Лацио, поселились этруски. О стиле жизни этих людей известно немного, т. к. их язык остался непостижим для современных ученых. Сохранились сотри гробниц, многие из них украшены росписями, изображающими танцы, пиршества и музыкальные представления. Этруски прекрасно чувствовали "?????". Италия была богата полезными ископаемыми, и торговля металлическими предметами заложила фундамент, на котором выросла городская культура. Там, где раньше были деревушки, поднялись города.
Каждый этрусский город был независимым, но в религиозных целях входил в свободную конфедерацию.
Этрусские города содержались на деньги от торговли. Этруски охотно торговали с греческими колонистами, развивали строительство дорог к греческим городам. Одно из укреплений на торговом пути на юг называлось Римом, это была деревушка, состоящая из нескольких глиняных хижин. Под влиянием этрусков поселение расцвело. 300 лет (ок. VIII в. до н. э.) цари этрусков правили Римом и направляли его рост. Но к V в. до н. э. их власть приходит в упадок. На севере на города этрусков делают набеги галлы, разрушая селения в долине По. Затем итальянские племена со стороны Абруццо угрожают городам этрусков. Далее на юге этруски начинают войну с греками, и тут римляне используют момент и поднимают восстания.
Ромул и Рем
Существует притча об образовании Рима. Вот, что гласит эта легенда. В VII в. до н. э. латинская принцесса Рея Сильвия родила от бога Марса 2-х близнецов: Ромула и Рема. Ее дядя, король Амулей, разгневался, поскольку принцесса нарушила обет целомудренной весталки. Он держал ее взаперти, детей же принес на берег реки и бросил в Тибр. Их нашла и вскормила волчица. Далее легенда повествует, как Ромул и Рем, уже юношами, во главе отряда молодых восставших латинян нашли новое место обитания. Как только они приблизились к священным холмам, полет орла - знак богов - указал, что здесь должен быть новый город.
Этрусские цари управляли Ремом до 509 г. до н. э., когда сын правителя Торквиния Гордого обесчестил благородную римлянку Лукрецию. От стыда она покончила с собой, римская знать воспользовалась случаем и восстала против этрусков. После свержения этрусков римские лидеры объявили, что монархи никогда более не будут править Римом. Образовалась республика по греческому образцу и сенат, группа римских лидеров, игравших до того роль советников, захватила власть в городе.
Следующие 200 лет Рим завоевал большую часть территории полуострова. Но Карфаген, город в Северной Африке, держал под контролем Западное Средиземноморье. Если Риму хотелось расширить границы через Средиземноморье, Карфаген должен был пасть.
Пунические войны Первая схватка между двумя городами, первая Пуническая война (264 г. до н. э.). По окончании войны, в 241г. до н. э. римляне полностью вытеснили карфагенян с Сицилии. Остров становится первой заморской провинцией Рима. Спустя 3 года Рим захватил Сардинию и Корсику. Война возобновляется в 218 г. до н. э., когда великий карфагенский полководец Ганнибал отправился со своим флотом реализовывать амбициозный план нападения на Рим с севера через Испанию, Пиренеи и Альпы. В ответ Рим напал на Карфаген. Ганнибалу пришлось вернуться и защищать родину. Полководец был разбит в 202 г. до н. э. в битве при Заме, в 100 километрах от Карфагена.
Вскоре началась третья Пуническая война. Во время этой войны был полностью уничтожен римлянами Карфаген, поля были засыпаны солью, жители были проданы в рабство.
Но мир в Рим не пришел. Продолжали процветать средний и высший классы. Многие работы, которые раньше выполняло местное население, теперь выполняли рабы. Нищий люд создавал воровские шайки и бродил по Италии в поисках заработка. Сенат, чтобы не накалять обстановки, вынужден был раздавать хлеб и развлекать народ в цирках. Но один из патрициев, Тиберий Гракх, в 133 году восстал против существующей системы и начал движение за восстановление закона. Сенат нанял убийцу и разделался с Тиберием и его сторонниками. Впоследствии определяющим фактором в политике Рима становится власть военачальников. Великий полководец Гай Марий смог превратить городские легионы в профессиональную армию. Но он был убит соперником Суллием, который утопил улицы Рима в крови. Сулла стал абсолютным диктатором. Республика, существовавшая три века, умерла, став жертвой диктатуры.
VII-I вв до н.э. этрусское искусство
Этрусское искусство
Происхождение этрусского народа, жившего вначале вдоль побережья Тирренского моря и расселившегося затем в более глубинные районы, с точностью не установлено. Мы мало знаем о нем несмотря на обилие документов и успехи в изучении языка, религии и обычаев этрусков. Первые памятники этрусской культуры относятся к концу 9 началу 8 века до нашей эры. Во 2м веке до нашей эры циклы развития этрусской цивилизации завершаются, после того как в ее сферу вовлекается также Паданская равнина (с городом Спиной возле Феррары) на севере тирренского побережья до Кампании на юге. Рим вплоть 1 в. до н. э. Находился под прямым влиянием этрусской культуры.
Этруски были трудолюбивым народом, умевшим использовать богатые залежи металлических руд, плодородие почвы, выгодное географическое положение, способствовавшее развитию морской торговли со всеми средиземноморскими странами. Этрусская цивилизация носила преимущественно городской характер: городские поселения, обычно хорошо защищенные мощными стенами, располагались на небольшом расстоянии друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Таковыми являлись Ареццо, Кортона, Клузиум, Перузия и стоявшие в стороне наиболее боганые и сильные Черветери и Тарквиния. Этрусское общество было замкнутым и консервативным. Оно строго охраняло свои традиции и обычаи. Этруски были ревностными почитателями богов. Архаические культы первых италийских поселенцев надолго сохранились в их среде. Состав этрусского Олимпа до сих пор до конца не выяснен. Это заставляет подозревать, что «первоначально этруски верили в некоторое божественное начало, господствовавшее в мире с помощью случайных и разнообразных проявлений своей власти и лишь позднее воплотившееся в божества, группы божеств и духов». Над миром царила некая богиня Судьбы, обладавшая таинственной силой. Ее призывали на помощь или, наоборот, ограждали себя от ее пагубного влияния с помощью ритуального искусства. Сама конкретность, положительный и практический смысл жизни придавали большую таинственность мысли о смерти и делали ее еще больше устрашающей. Ужасающе невыносимым было видение загробного мира, населенного адскими существами. Необходимо было, следовательно, сопротивляться смерти, бороться с ее последствиями, сохранять и после смерти видимость, образ и само существо жизни. Этрусское искусство в значительной степени было связано с украшением гробниц, но оно исходит из того , что в гробницах должны сохраняться предметы, связанные с реальной жизнью. Если же от захоронений в земле совершается переход к кремации, то это делается для того, чтобы помешать полному разложению тела: прах умершего явл., во всяком случае, чем-то абсолютным, не подверженным дальнейшему разложению и сохраняющимся навеки. Что же касается гробницы, этого последнего приюта усопшего, то она может иметь форму дома или быть подобием дома или самого человеческого тела. Важно было, чтобы с помощью гробницы или урны умерший мог снова стать частью действительности и продолжать, таким образом, свое существование.