Предусмотренные ГК деление некоммерческих организаций практически соответствуют общепринятым международным делениям на общественные, религиозные и государственные организации. Исключением является только потребительские кооперативы.
Коммерческие же организации в ГК делятся более сложно и значительно отличаются от “классического деления”. Так “классические” компании и корпорации включены в общий раздел “Акционерные общества”, а в ст. 97 ГК дается указание на разделение акционерных общества на закрытые (компании по “классической” схеме) и открытые (корпорации) акционерные общества. А более простая форма коммерческой организации - фирма - представлена в ГК в виде следующих организационно-правовых форм:
- производственный кооператив;
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью.
Законодатели, видимо в таком расширении форм намерены были увековечить исторические корни Российских коммерческих структур и показать отсутствие влияния западной культуры на законодательную базу России. Но практика показывает, что подавляющееся большинство коммерческих организаций создается в “классических” формах - общество с ограниченной ответственностью (фирма), закрытое (компания) и открытое (корпорация) акционерные общества.
Настоящий ГК предусматривает лишь одну форму создания юридического лица на основании общего положения - это отделения общественных объединений, которые могут действовать на основании устава того общественного объединения, в структуру которого они входят.[8]
2.2. Особенности создания юридического лица.
Для современного Российского общества основным порядком создания юридических лиц является нормотивно-явочный, что характерно для стран, с переходной рыночной экономикой.
Этот порядок закреплен в п. 1 ст. 51 ГК:
“Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование, включается в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.”
В п. 2 ст. 51 ГК дается указание на момент возникновения правосубъектности российского юридического лица - это дата государственной регистрации.
Ст. 52 ГК “Учредительные документы” указываются основные требования к учредительным документам юридического лица, их содержанию, порядку их заключение, утверждения и регистрации. При этом в п.2 данной статьи указывается что “предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.”
В данной статье не дается определение, какие юридические лица на основании каких учредительных документов действуют. Это сказано в статьях, определяющих конкретные организационно-правовые формы юридических лиц:
- только на основании учредительного договора действуют товарищества;
- на основании учредительного договора и устава действуют хозяйственные общества, в составе учредителей которых более одного человека;
- только на основании устава действуют хозяйственные общества, учредителем которых выступает одно лицо, производственные и потребительские кооперативы, все некоммерческие организации.
В ГК нет указание на решение о создании юридического лица как о учредительном документе. Следовательно данным решением можно считать утверждение устава или заключение учредительного договора, а в отдельных случаях и то и другое.
3. Юридическое лицо в Римском праве.
Римские юристы не разработали поняти юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения, на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не были достаточно развиты. Тем ни менее уже в законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения ремесленников и т.п. Идее расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы обязаны римскому праву. Однако был введены термины personae vice (вместо лица) и privatorum loco (вместо отдельных лиц).
Так, римский юрист Марциан замечает, что театры, ристалища и тому подобное имущество принадлежат самой общине как некоему целому, а не отдельным ее членам, и если община имеет раба, то это не значит, что отдельные граждане, члены данной общины, имеют какую-то долю права на этого раба.
Другой юрист Алфен приводит следующее сравнение: время от времени на корабле приходится сменять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменяются, а корабль будет все тот же. Так, утверждал Алфен, и в легионе одни выбывают, другие вновь вступают, а легион остается все тем же.
Наконец, третий юрист Ульпиан говорил, что в корпоративном объединении (universitas) не имеет значения для бытия объединения, остаются ли в нем все время одни и теже члены, или только часть прежних, или все замечены новыми; долги объединения не являются долгами отдельных его членов, и права объединения ни в какой мере не принадлежат отдельным его членам.[9]
3.1. Общие положения.
Римские юристы признавали имущественную обособленность. Они признавали тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц, а целой организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физических лиц.
Правоспособность юридического лица также была известна в римском праве, но понималась несколько своеобразно по сравнению с современным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носившие почти семейный характер, и не считалось способным получать имущество по наследству и т.п. Однако юридические лица как таковые не имели права выступать в гражданском процессе. За них могли выступать члены объединений.
Поскольку юридические лица не имели массового характера и были как правило некоммерческими организациями, то потребность в использовании собственного наименования не требовалось и не упоминалось. Другой необязательный признак - организационная обособленность также не требовал частого практического применения.
Юридические лица делились на universitas или collegium (корпорации) и societas (товарищества). Данное деление не носило современной традиции деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Это деление подразумевало лишь имеет ли отдельный член объединения право на выделения его доли при его выходе. Таким правом обладал член товарищества. При этом ему выделялась доля, которая исчислялась простым делением имущества на число участников, доля в процентном отношении была неизвестна.
3.2. Особенности создания.
По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. То есть предусматривался распорядительный порядок образования юридического лица. Однако при переходе от республики к монархии Августином был введен порядок, по которому ни одна корпорация не имела права на существование без предварительного разрешения сената и санкции императора. Таким образом для монархического периода римского права характерен разрешительный порядок.
При создании юридического лица участники должны были прежде всего собрать для участия в юридическом лице достаточно большое количество людей (юридическое лицо с участием одного или даже двух лиц не допускалось), а также решить следующие вопросы:
- создание имущества юр. лица;
- определение формы юр. лица - товарищество или коллегия;
- выработка устава;
- избрание физического лица, который обязан был вести дела юр. лица на основании лица.
4. Сравнительная характеристика юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ (1994 г.) и в Римском праве.
4.1. Сравнительная характеристика общих положений.
При сравнении условий создания и деятельности юридических лиц в Римском праве и в современном Российском праве сразу бросается в глаза тот факт, что краеугольный камень гражданского права юридического лица - способность отвечать своим имуществом по своим обязательством, который был выявлен римскими юристами и являлся для них основной причинной, по которой необходимо было создать особый институт юридического лица был просто игнорирован Российскими законодателями при написании и принятии Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Практика применения такого положения сразу же выявила этот недостаток, и статистика показывает, что количество нарушений прав собственности было выявлено именно в товариществах с ограниченной ответственностью.
Другой признак - имущественная обособленность - является практически идентичным как в Римском праве так и в ГК, что показывает высокий уровень развитости и основополагающей сущности Римского права.
Третий признак - правосубъектность - изменился в историческом плане, поскольку, постольку изменились отношения в обществе и прежде всего в экономике. Коммерческие объединения заняли доминирующее положения, светская власть встала выше религиозной. С этим же связаны появление необходимости в использовании юридическим лицом собственного наименования и более четком определении организационного единства, а также появление большего количества организационно-правовых форм.