Смекни!
smekni.com

Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада'' (стр. 13 из 16)

Стр. 60. "... у графа Орлова, в его и ода основной Отраде, находился садовник Питерман, живший шесть лет в имении".

"... у графа Орлова в Отраде "полезные" ремесла были нередко соединяемы с приятными искусствами в одних и тех же лицах: ином, работавший в столярной утром, являлся вечером актером в театре. Музыка играла во время стола, а по субботам, вечером, давались инструментальные и вокальные концеры.


15.

В Отраде» однако, высшие должности не ограничивались музыкой, Между дворовыми людьми находились и архитектор, л жжво-писец, был человек особо приученный поджидать в определенный час появления на небе звезда ия,: планет и о том докладывать; были и доморощенные поэты, наконец, было лицо, исполнявшее долж­ность богослова".

Стр.61. "... Наблюдал за постройкой дома гр. Владимира Орлова в имении Отрада некий Бабакин, но так как граф был им недоволен, то в домовом приказе его от 1796 г-, читаем: "высечь Бабакина за то, что он, несмотря на запрещение, снял кружла из под свода и вторично уронил свод в кузнице".

С.Кондаков. Отрада ("Столица и усадьбы")» 1917 г.

33-88» 30 августа

"Большой дом-дворец с различными службами, оранкереями, английским парком и другими затеями барских усадьб ХУШ в. стро­ился не торопясь, крепко, солидно. Вместе с домом он (В.Г.Ор­лов) воздвиг в имении церковь во имя Св. Владимира. Отрадьиский дом, поставленный внизу холма, на котором белеет церковь, до сих пор, сохранил свой первоначальный характер, хотя в сто с лишним лет своего существования подвергался некоторым пере­стройкам (...)

Имя автора планов осталось неизвестным. Но исполнителем, по всей вероятности, был крепостной Бабакин, упоминаемый в приказе, относящемся к 1796 г. (.,,).

По обеим концам главного корлуоа расположены больвшз
открытые веранды, устроенные на крышах оранкерей, тесно при­мыкающих к главному фасаду и слегка выступающих отдельными
крылами, отсюда открывается чудный вид на искусно разбитые
цветники, с пышнши клумбами, большой фонтан, дающий струю в
высоту дома и составляющий предмет особой гордости Отрады,
за речкой начинается парк с боскетами, беседками, прудами
и поэтическими развалинами (...)

16.

Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки, обращены на юг, а с севера их защищает высокий сос­новый лес. Оне славятся отличными персиками, которые доспевают уже в конце апреля (...)

Расположение отрадинского парка носит следы сильного впечатления, произведенного на графа Владимира английским садовым искусством, о котором он писал в своем дневнике, что в " расположения садов англичане стараются подражать при­роде и скрыть работу, которая необходима и часто бывает много труднее, чем в регулярных. В сих садах все разбросано - инде лесок, инде кустарник, инде лужок...

На садоводство граф Владимир обращал особое внимание и для разбивки сада и парка был приглашен иностранец Питер-ман, а для составления общего плана всей местности в 1787 г. был вызван из Царицына английский садовник-специалист.

Из обильных ключей были проведены ручьи в большие четырехугольные и круглые пруды, из которых особенно живописен лебединый, окруженный высокими деревьями, с островком посередине, где разводились форели, стерляди и сиги. По преданию эти друды копали пленные турки под наблюдением крестьянина Морозова (...)

В своем увлечении садоводством граф Владимир доходил до таких мелочей, что выписывал из Москвы соловьев для оживления отрадинских садов, а для придания большего сходства с излюблен­ными английскими парками завел оленей (...).

В парке, среди разбросанных то тут, то там беседок, павильонов, находится живописная ферма.

Между холмом, где стоит приходская церковь, а рядом маленькая, круглая, в виде ротонды, Успенская церковь, служащая усыпальницей графов Орловых, ивнизу лежащим дворцом, лицом к нему стоят высокий цоколь с бронзовым бюстом Екатерины II(...) Одне из ворот, ведущие к дому, сторожат большие чугун­ные львы, стоящие на массивных кирпичных столбах; другие,, выходящие в парк, украшены екатерининскими орлами. Сад около дома окружен великолепной чугунной решеткой в Версальском духе.

В нескольких минутах ходьбы от дома, в конце густой аллеи начинается деревня, соединенная с парком сооруженным графом Владимиром высоким железным мостом (...).


17.

Морозов В.Б. иОльсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ В ПОДМОСКОВЬЕ

1924 г.

И –19/318 стр. 19-20.

Отрада (Орловых), Серпуховского у., б 14 верст. от ст.Михнево.

Усадьба выполнена в стиле английских загородных двор­цов братом екатерининского фаворита Г.Орлова. Громадшй дом с оранжереями и флигелями. Внутри росписи работы крепостных и большой плафон К. Брюллова (?). Сохранилась часть убранст­ва, в том числе пять хороших мраморных бюстов Орловых. Интерес представляют две итальянские майолики эпохи Возрождения, эллинистический живописный портрет, античные вазы и пр. Сре­ди раскинутых на большом пространстве хозяйственных построек любопытна готическая сторожка (?). Церковь XVIII в. и ротонда-мавзолей, где погребены все пять братьев Орловых, представляющая последнее творение Д.Жилярди (1832 г.). В парке, изобиловав­шем прежде различными затеями, сохранились беседки (руинированная колоннада над могилой собаки с мраморной плитой) и много­численные пруды, в середине парка протекает река Лонасня.

Морозов В.Б. иОльсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ В ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ.

М.-Л., 1926 г.

стр. 9.

Балтийская линия.

№ 139 стр. 27. Отрада - в 12км от ст. Михнево Рязан-ско-Уральской жел. дороги ... Большая роскошная усадьба, принадлежавшая Орлову-Давыдову.


18

В громадном доме-дворце в настоящее время помещается усадеб­ный музей, содержащий много предметов убранства, мебели, портре­тов и т.д.

Около дома большое кол-во хоз. Построек: флигеля, оранжереи, сторожка в готическом стиле и т.д.

В прекрасном парке, расположенном на р.Лопасне, сохрани­лись беседки, павильон, колоннада, пруды и т.д.

Церковь XIХ в. и мавзолей - cсоздании знаменитого зодчего Жилярди.

Е.А.Белецкая, 3.К.Покровская

Д. И. Жилярди

М., Стройиздат, 1980 год

Стр. 126.

«В 1832 г., в год отъезда из россии на родину в Швейцарию, Д. И.Жилярди создает проект своего последнего сооружения б России - мавзолея в Отраде.

Отрада - усадьба в Семеновском близ Серпухова, принадле­жала графу В.Г.Орлову, одному из известных во времена Екатери­ны II братьев Орловых, приближенных императрицы. Она была приоб­ретена В.Г.Орловым в 70-х гг. XVIII в. после удаления Орловых от царского двора и ко времени работы в ней Д.И.Жилярди представ­ляла собой одну из интереснейших подмосковных усадеб, ансамбль которой с обширным английским парком раскинулся на берегах р. Лопасни.

Усадьба славилась своми оранжереями и системой водоснаб­жения, оленямж, соловьями и рыбами, редких пород в прудах. Здесь работали знаменитые садовники.

Один из весьма просвещенных людей своего времени, В.Г.Орлов (в 1770-ые годы – директор Академии наук) собрал здесь большую библиотеку, коллекцию картин и скульптуры.

19.

Главный дом, обширный и добротный, с многочисленными служ­бами и церковь были построены в 1770-ые годы, но отделка и до­стройка их продолжались в течение всей жизни В.Г. Орлова.

В семейных архивах конца ХУШ - начала XIX века среди построек усадьбы упоминается фамильная усыпальница графов Орловых, называемая "ротондой». Помимо членов семьи В.Г. Орлова в ней были захоронены к тому времени четыре брата Орловых и сре­ди них герои Русско-Турецкой войны Алексей (Орлов-Чесменский) и Федор, а также фаворит Екатерины II – Григорий Орлов.

Судя по описаниям, ротонда, "скрытая со всех сторон сос­новой рощей, стояла в парке на склоне холма между барским домом у его подножия и церковью - на вершине.

Строительство новойусыпальницы было предпринято в свя­зи со смертью в 1831 г. хозяина усадьбы В.Г.Орлова, прожившего там более 50 лет, последнего представителя всего поколения графов Орловых, в прошлом столь знаменитого. К проектированию этого сооружения и был привлечен Д.И.Жилярди. С родом Орловых Жилярди, возможно, уже был, знаком по строительству конного завода в Хреновом - Воронежском жмении графа А.Г.Орлова - Чесмен­ского.

Как свидетельствуют документы, Жилярди поручили "выстроение церкви вместо существующей ныне ротонды», которая к тому времени обветшала и, вероятно, не отвечала характеру мемориального сооружения 3-го рода Орловых.

В январе 1832 г. дочь графа А.Г.Орлова-Чесменского добилась разрешения Синода на перезахоронение праха отыа и его братьев Федора и Григория, тела которых были перзвезены в Юрьев монастырь, близ Новгорода. Усыпальница в Отраде при­обрела более интимное назначение.

Проект мавзолея был составлен Д.И.Жилярди в самом нача­ле 1832 г., 5 марта того же года, как гласит надпись на проек­те, он был утвержден в Петербурге Филаретом Московским. Заклад­ка мавзолея-церкви во имя "Успения Пресвятой Богородицы» сос­тоялась 16 июня 1832 г. ... Документы указывают, что архитектор Жилярди многократно посещал Отраду и руководил всеми строительными работами и отделкой здания. Однако можно предполагать, что с самого начала строительства работы в Отраде, как и другие постройки этого времени, Доменико Жилярди из-за плохого состоя­ния здоровья передал своему двоюродному брату и ученаку Александ­ру Осиповичу Жилярди. Во всяком случае его имя встречается в архивных документах по строительству мавзолея ужес лета 1832 г.

Александр Жилярди работал в Отраде и после постройки мав­золея. Так, в середине 1830-х годов он перестраивал церковь, занимался рзмонтно-строительными работами в барском доме, составлял проекты школы и богадельни. На строительстве мавзолея и других объектах Отрады постоянно находился "архитектурний помощнж" Жилярди – Иван Мартьянов. В отделке здания принимал участие С.-П. Кампиони.