3. «Нарождающаяся буржуазная Мораль выступила с признанием равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106—07), но лишь в качестве «равенства возможностей» для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феодально-христианской Моралью буржуазная Мораль первоначально выступила под знаком «разумного эгоизма» и «взаимного использования», т. е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных «разумных» целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классическом буржуазном представлении Мораль в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья»
4. «В противовес буржуазии, рабочий класс уже в капиталистическом обществе вырабатывает свою Мораль, поскольку осознаёт свою особую историческую миссию и противоположность господствующему строю. Так возникла революционно-пролетарская Мораль, основными требованиями которой являются уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность трудящихся в борьбе с капиталом.
В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства общественных отношений во всех сферах на основе нравственных начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистической нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая нравственность в своём действительном осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов» [2]
III. Кризис морали в обществе и поиск пути его предотвращения
Что сегодня подразумевают россияне под словом «мораль», «нравственность»? Обратимся к результатам всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 9–10 апреля 2005 г. Было опрошено 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Какие поступки и действия людей, являются, на Ваш взгляд, наиболее безнравственными? | ||||||
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18–24 | 25–34 | 35–44 | 45–59 | 60 и старше | ||
Курение, алкоголизм, наркомания | 36 | 32 | 28 | 29 | 38 | 47 |
Безразличие людей друг к другу | 26 | 22 | 29 | 30 | 29 | 22 |
Ложь, лицемерие, подлость | 25 | 27 | 28 | 27 | 27 | 18 |
Бытовое хамство, матерщина | 17 | 14 | 18 | 15 | 17 | 19 |
Безразличие власти к людям, бюрократия, коррупция | 8 | 6 | 9 | 8 | 10 | 7 |
Разврат, пошлость | 8 | 5 | 5 | 9 | 9 | 8 |
Зависть, злоба | 6 | 6 | 4 | 7 | 6 | 6 |
Агрессия, жестокость, издевательство над людьми | 5 | 8 | 2 | 6 | 4 | 5 |
Неуважение к старшим | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 7 |
Аморальное поведение | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Жадность, погоня за деньгами | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 5 |
Неуважение к Родине, отсутствие патриотизма | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Бескультурье | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Насилие, унижение | 2 | 0 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Безверие | 1 | – | 1 | 1 | 1 | 3 |
Безнравственность в СМИ | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Другое | 8 | 10 | 9 | 9 | 7 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 20 | 19 | 15 | 13 | 12 |
Таким образом «к наиболее безнравственным поступкам и действиям россияне относят прежде всего курение, алкоголизм, наркоманию (36% опрошенных). На втором месте - безразличие людей друг к другу (26%); ложь, лицемерие, подлость (25%). Третье место в рейтинге аморальных поступков занимает бытовое хамство и «матерщина» (17%). Существенно реже называют безнравственным безразличие власти к людям, коррупцию (8%), разврат, пошлость (8%), зависть, злобу (6%); агрессию, жестокость, издевательство над людьми (5%) и неуважение к старшим (5%). Кроме того, в список безнравственных поступков вошли жадность, неуважение к Родине, бескультурье, аморальное поведение, унижение, безверие, безнравственность в СМИ (не более 3%)» [15]
а) Отказ от регламентации морального облика человека – наша историческая находка
По данным того же опроса, «93% респондентов полагают, что забота об уровне морали и нравственности в обществе должна быть одной из важных задач правительства (только 2% придерживаются противоположной точки зрения). Различия во мнениях между опрошенными разного возраста по этому вопросу невелики и сводятся к тому, что молодежь реже старшего поколения отмечает ответ «очень важно» (56% в группе 18–24-летних и 75% – от 60 и старше) и чаще – «довольно важно» (34 и 19%)» [15]
Как Вы думаете, насколько важно решение на правительственном уровне | ||||||
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18–24 | 25–34 | 35–44 | 45–59 | 60 и старше | ||
Очень важно | 69 | 56 | 61 | 73 | 72 | 75 |
Довольно важно | 24 | 34 | 28 | 20 | 21 | 19 |
Не очень важно | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Совершенно не важно | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 4 | 0 | 1 | 2 |
В отличие от Морального кодекса строителя коммунизма, Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам России «свободу совести» (ст. 28). И в этом – наша историческая находка, утверждает член-корреспондент Академии Наук РБ Д. Валеев в своем учебнике “Введение в этику. О нравственном потенциале культуры”. Анализируя и опровергая устоявшийся тезис о том, что “первые нормы морали были запретам” /с.67/, автор подчеркивает: “Этот аспект проблемы <…> имеет важное методологическое значение” /там же/. Исходным принципом моралегенезиса по мнению Д. Валеева, является не “запрет”, а “взаимопомощь”: “…самой первой и примитивной нравственной нормой, не получившей еще понятийного оформления, но выступающей только лишь как внешняя характеристика совместной деятельности, была норма взаимопомощи” /с.74/. Такая изначальная, гуманистическая позиция автора, позволила ему дать однозначную, резко негативную оценку социалистической морали реализованной в СССР (глава “О проблемах современного нравственного развития”). “Примат политического сознания перед правом и моралью <…> привел к формированию социалистического псевдоправа и суррогата социалистической нравственности” /с.91/. Основная идея этой главы – деполитизация сферы морали. Взамен он предлагает свои “двенадцать парадигм этического мышления”: