Своеобразным откликом на движение итальянских карбонариев явилась историческая трагедия Байрона «Марино Фальеро, дож Венеции» (1820). В этой трагедии на историческом материале поэт указывает на слабые стороны современного движения: карбонарии увлекались заговорщической тактикой и сторонились народа; их выступление в отрыве от народа было обречено на поражение. Герой трагедии - благородный и мужественный дож Венеции Марино Фальеро - вступает в непримиримый конфликт с Советом десяти, властвующим в Венеции. Борьба Марино Фальеро, связанная только с группой заговорщиков, была трагичной; он погибает.
Историческая трагедия «Двое Фоскари» (1821) также посвящена итальянской теме. В приложении к этой драме Байрон писал: «…я повторяю, что революция неизбежна. Правительство может ликовать по поводу подавления мелких вспышек; это - лишь волны, которые на мгновенье откатываются и отступают, разбиваясь о берег, между тем как великий прилив продолжает надвигаться и захватывать с каждым новым валом новое пространство» .
Мистерия «Каин» (1821)- крупнейшее произведение позднего Байрона. Это лирическая драма или, скорее, лирико-драматическая поэма, так как драматические приемы всецело подчинены здесь лирическому строю произведения. Главное в «Каине» не драматизм событий, а философская медитация. На материале известной библейской легенды поэт ставит современные философские проблемы. Идейно-художественное решение этих проблем отличается масштабностью и обобщенным характером.
Библейский образ Каина переосмыслен у Байрона. Это уже не символ зла; убийство Авеля совершается Каином по злой воле Иеговы. Сам Каин выступает в поэме как воплощение человечности и доброты; возвышенна любовь Каина к Аде. Каин - бунтарь, герой, стремящийся к действию во имя истины, добра и счастья. Когда встает вопрос о выборе жизненного пути, он выбирает путь героической борьбы. Герой борется против несправедливости и деспотизма Иеговы, за осуществление своего нравственного идеала.
По примеру славящего разум Люцифера Каин стремится познать место и роль личности в мире. Но в отличие от сомневающегося во всем Люцифера Каин верит в добро. Главный нерв поэмы - в постижении духовных противоречий времени во всей их трагической сложности. Диалектика жизни, противоречия в историческом развитии общества, борьба антагонистических начал - вот суть романтического историзма этой поэмы. Каин отвергает покорность Адама, Евы и Авеля. Человек не должен мириться с господством зла, с трагической судьбой человечества; он имеет право на борьбу, на восстание- такова главная мысль этой поэмы. Нравственно-этические идеи поэмы развиваются в атмосфере активного выражения личного начала самого автора. Богоборческая, героическая поэма Байрона обладала большой взрывчатой, революционной силой; недаром католическая церковь внесла «Каина» в список запрещенных книг.
Поэма «Каин» написана пятистопным белым стихом, выразительные возможности которого были раскрыты в произведениях Шекспира и Мильтона. На русский язык поэма переводилась И.Буниным.
В начале 20-х годов Байрон создает сатирические поэмы «Видение суда» (1821), «Ирландская аватара»(1821), «Бронзовый век» (1823).
«Видение суда» - политическая сатира антимонархического и антицерковного содержания. Эта бурлескная фарсовая поэма написана в форме видения, в котором фантастика сочетается с реальностью. Сатира направлена против поэта-лауреата Роберта Саути и против воспеваемого им короля Георга III. Байрон пародирует произведение Саути с тем же названием. В поэме используется распространенный в Европе фольклорный сюжет о том, как апостол Петр стоит у врат рая и строго проверяет каждого, кто туда стремится попасть. Этот сюжет использован также и в древнерусской «Повести о бражнике».
Политический памфлет «Ирландская аватара» написан в связи с сообщением в прессе о поездке английского короля Георга IV в Ирландию. Официальной трактовке этого факта Байрон противопоставляет проникнутое гневным авторским пафосом обличение британской тирании. Сатира Байрона направлена как против деспотизма, так и против холопства. В поэме критикуются прославляющие тирана верноподданные. Этой ирландской черни, устроившей пляску в цепях, поэт противопоставляет патриотов, лучших людей Эрина-Ирландии. Лирический герой поэмы призывает ирландцев к борьбе против британской тирании и говорит о своей любви к тем ирландцам, которые борются за свободу своей страны:
Я свой голос за Вольность твою поднимал.
Мои руки готовы к суровой борьбе,
Я всем сердцем не раз за тебя трепетал,
Эрин, знай - мое сердце открыто!
(Пер. В. Луговского)
Поэма «Бронзовый век» написана в форме сатирического обозрения событий 1822 г., характеризующих реакционную политику Священного союза. В поэме Байрон славит революцию в Испании, подвиг русского народа, разгромившего наполеоновскую армию. Как яркий обобщенный образ, пророчески говорящий о будущем свержении всех тиранов, представлен пожар Москвы:
Москва, Москва! Пред пламенем твоим
Померк вулканов озаренный дым.
………………………………………..
Сравнится с ним огонь грядущих дней,
Что истребит престолы всех царей!
Москва, Москва! Был грозен и жесток
Врагу тобой преподанный урок !
( Пер. В. Луговского )
Поэма «Бронзовый век» представляет собой блестящее сочетание сатиры на буржуазно-аристократическое общество с героической патетикой, прославляющей народных героев и национально-освободительную борьбу.
В последние годы жизни Байрон работал над своим самым крупным и значительным произведением - эпической поэмой «Дон Жуан» (1818-1824). Завершить его поэт не успел; было написано 16 песен; работа оборвалась на 17 песне.
«Дон Жуан» - многоплановое произведение, которое содержит гневные инвективы и сатирическое осмеяние, лирические отступления и философские раздумья. А. С. Пушкин указывал на «удивительное шекспировское разнообразие» «Дон Жуана».
Поэма была задумана и выполнена как произведение эпическое, в котором дана панорама современной жизни:
Я все теперь подробно описал:
Любовь, и шторм, и битвы. Как известно,
Эпической поэму я назвал,
И разрешил задачу я чудесно…
( Пер. Т. Гнедич )
Объективный эпический элемент в «Дон Жуане» усиливается по сравнению с «Чайльд Гарольдом». Образ героя и образ автора теперь уже полностью отделены друг от друга. Приключения Дон Жуана существенно отличаются от паломничества романтического Чайльд Гарольда. Если мечтатель Чайльд Гарольд показан на фоне героических событий, то Дон Жуан, обыкновенный человек, «на все готовый», изображен в обстоятельствах частной жизни.
Поэтический рассказ в «Дон Жуане» построен на антитезах. Однако по сравнению с «Чайльд Гарольдом» контрастность «Дон Жуана» зиждется на более глубоком и более конкретном проникновении в существо этических, политических, экономических сторон современного общества и выражается в форме противоречия между видимостью и сущностью. Поэт стремится в этой поэме «в явленьях частных общее найти».
В ряде глав поэмы Байрон опирается на реальные факты, имеет в виду в качестве прототипов реальных лиц. Так, характер донны Инесы, матери Дон Жуана, близок характеру жены Байрона. Действия Дон Жуана, оказавшегося в русской армии, повторяют в чем-то поступки герцога Ришелье, служившего в армии Суворова.
В поэме высказано новое понимание соотношения личности и обстоятельств: «Люди - игрушка в руках обстоятельств, хотя кажется, что обстоятельства - игрушка в руках людей».
Байрон отмечает, что в поэме «Дон Жуан» романтическое начало переосмысляется, и набирают силу новые реалистические тенденции:
И превращает правды хладный блеск
Минувших дней романтику в бурлеск.
В «Дон Жуане» Байрон делает следующий шаг к реализму, хотя поэма в целом остается романтическим произведением. Романтизм поэмы - во всепроникающем лирическом чувстве, в дисгармоничности мироощущения, в пламенной страстности монологической речи, во всеобъемлющем характере иронии, в резких парадоксальных антитезах, во вселенском охвате бытия. Лиро-эпический строй поэмы основан на сочетании лиризма и сатиры. Байрон считал свою поэму «эпической сатирой».
В «Дон Жуане» ощутима традиция комического эпоса Филдинга и комической поэмы итальянского поэта Пульчи «Великан Морганте». Байрон пишет:
Я думал быть веселым – это слово
В моих устах звучит, пожалуй, ново!
В «Посвящении», предпосланном поэме, прямо говорится об авторской позиции. Байрон преклоняется перед тираноборцем Мильтоном, он смело обличает министра-реакционера лорда Каслри, обагрившего руки в крови ирландского народа, и в «Посвящении» и в тексте поэмы Байрон дает саркастические характеристики поэтам «озерной школы» - Вордсворту, Колриджу, Саути, выступая против их консервативных позиций. «Посвящение» имеет вместе с тем и иронический характер. Поэт «посвящает» свою поэму Роберту Саути, которого он презирает за ренегатство и бездарность.
«Дон Жуан» - сатира на современное общество, хотя время действия отнесено к периоду, предшествующему Французской буржуазной революции. Байрон намеревался довести историю жизни Дон Жуана до его участия и гибели в революционных событиях конца 18 века.
Уже в начале первой песни Байрон заявляет, что он ищет героя, но не среди тех, кого хвалит официальная пресса. Не найдя настоящего времени, он выбирает Дон Жуана. Обращаясь к теме Дон Жуана, Байрон, по существу, создает персонаж, не похожий на традиционного сластолюбца и соблазнителя. Дон Жуан Байрона – образ естественного человека, который живет земными страстями. Искренность поведения героя вступает в противоречие с лицемерием буржуазно-аристократического общества, где извращены нравственные понятия. Дон Жуан вынужден приспосабливаться к обстоятельствам ради спасения своей жизни или ради чувственных наслаждений, но в нравственном отношении он выше тех, кто его окружает. Основу сюжета поэмы составляют приключения Дон Жуана.