Смекни!
smekni.com

Манон Леско (стр. 2 из 2)

Следующий раз мы встречаем Манон во время ее посещения де Грие в семинарии. Это еще более пленительное создание, «столь она была изящна, нежна и привлекательна; сама любовь! Весь облик ее мне показался волшебным». Она, раскаиваясь, пришла просить прощения у своего возлюбленного за свою неверность, заверяя его, что этого больше не повториться. Не совсем понятно почему она это делает. То ли ей надоел ее богатый содержатель, то ли она действительно сильно любила де Грие, не сознавая глубины своего чувства. Тут следует обратиться к психологии и характеру самой Манон. Ги де Мопассан писал о ней «Это- полная противоречий, сложная изменчивая натура, неискренняя, порочная, но привлекательная, способная на неизъяснимые порывы и чувства, забавно прямодушная и естественная…она отличается от искусственных образов добродетели и порока, столь упрощенно выводимых сентиментальными романистами, которые воображают, что это характерные типы, не понимая, какой многосторонней бывает человеческая душа». Душа ее (Манон) не лишена чистоты и искренности, но Манон вынуждена приспосабливаться к обстоятельствам, чтобы выжить. Как всякая женщина она любит роскошь, удовольствия ее пугает всякий намек на ограничение себя в чем-либо. Она любит деньги не ради денег, она презирает золото, но всякий раз при их недостатке она готова идти на любые жертвы, чтобы получить эту гарантию в удовольствии. И, тем не менее, заполучив деньги, она их тратит, не задумываясь о завтрашнем дне «Ни одна девица не была так мало привязана к деньгам, как она; но она теряла все свое спокойствие, едва возникало опасение, что их может не хватать. Ее не занимало состояние нашего кошелька. Лишь бы только провести день приятно. Развлечения для нее были столь необходимы, что без них нельзя было быть уверенным в ее настроении». Манон не чувствует угрызений совести, когда добывает деньги будучи содержанкой, бессознательно она живет согласно психологии, которую выводит де Грие, что большинство вельмож и богачей – дураки, что телесные и душевные качества даны в удел бедным как средства преодолевать свои несчастья и нищету. Они получают долю в богатстве вельмож, служа их развлечениям: они их дурачат… с какой стороны не посмотреть, глупость богачей и вельмож – превосходный источник дохода для малых сих. Манон убегает от г-на Б…, прихватив деньги и платья. Она достаточно обеспечена и может себе позволить быть с тем, кого она любит. Постигнувшее их несчастье, пожар, в котором сгорели все вещи молодых людей, вновь ставит под угрозу счастье их личной жизни. Манон, не долго думая, вновь применяет доступный ей способ добычи денег, соглашаясь на предложение брата стать содержанкой г-на Г..М.. Различие лишь в том, что она предупреждает де Грие о своих действиях, думая, что таким образом ей удастся обеспечить их благосостояние. Она не понимает, что так она только усугубляет душевные муки де Грие. И все же, видя печаль возлюбленного, Манон частично отказывается от своего плана, но, стараясь вытянуть хоть какую-нибудь сумму денег из Г..М… Манон уже считается со своим возлюбленным, но не может ограничить себя в удовольствиях. Это то и привело ее в исправительный приют, и к разлуке с де Грие, послужив хорошим уроком. При ее освобождении я думаю, что Манон радовалась больше не свободе, а встрече с возлюбленным. Заверяя его в своей верности и любви, Манон была действительно искренна и последнее ее искушение – это наиболее напряженный момент, кульминация душевной борьбы девушки, которую она проигрывает. Манон не выдерживает соблазна роскоши и денег, предложенных ей г-ном Г…М…сыном. В данной ситуации Манон поглощена заботой о благополучии их обоих, но с максимальной выгодой. Жажда мести старику Г..М..и его сыну, возможность приятно провести время в шикарном доме играют роковую роль для влюбленных. По дороге в тюрьму Манон, понимая свою ошибку, утешает де Грие, укоряя себя в их несчастьях. Заверения Манон в любви имеют гораздо большую цену, чем раньше. Перелом в душе Манон происходит в тюрьме, после решения отправить ее в Америку, он приобретает законченную форму с решением де Грие следовать за ней : « Я орошал слезами ее руки, и, мы оба находились в невыразимо печальном состоянии...Манон говорила мало; казалось, стыд и горе исказили ее голос; звук его стал слабым и дрожащим….Когда я стал ее уверять, что я решил следовать за ней хоть на край света …. Бедная девушка была охвачена таким порывом нежности и скорби, что я испугался за ее жизнь. Все движения души выразились в ее очах….». Дальнейшие действия и жесты Манон были направлены на заботу о де Грие « между нами шло соревнование взаимных услуг и любви.». Сокровища ее души, до сего момента находящиеся в пассивном состоянии, расцвели, озаряя жизнь де Грие радостью и счастьем. Манон больше не оплакивает свои горести, она, осознав свою вину перед де Грие и глубину его любви, посвящает себя ему, стараясь искупить проступки. Испытания заменили им опыт, приобретаемый годами жизни. Но находясь в Америке, герои и здесь не избегают трагического происшествия, оборвавшего их счастье. Соблазн, предоставленный Манон, стать женой Синелле, с отвращением отвергается тем самым, доказывая полную победу новой благородной Манон над Манон порочной и легкомысленной. Время, проведенное Манон и де Грие в пустыне, на мой взгляд, это яркий пример преданной и горячей любви. Для героев это наивысшая точка развития их чувств, после которой наверняка последовал бы спад. Смерть главной героини является логичным исходом, так как Манон достигла высшей точки своего духовного и морального роста, за которым последовал бы регресс ее личности.

Таким образом, на примере романа «Манон Леско» мы можем наблюдать взаимоотношения людей в 18 веке в сфере нравов и обычаев того времени. Произведение несколько трагично так как в данной ситуации отсутствует гармония человека и реальности. Появляется выбор: либо личности опуститься до обыденности, либо нравственная среда должна быть изменена. В большинстве случаев человек подавляется средой, и личность принимает законы, диктуемые ей окружением. Трансформация духовного мира главной героини, психологический анализ ее личности дает нам понять, что это один из случаев, когда личность становится выше обыденности и чувства превосходят предрассудки и нравы эпохи.


Список использованной литературы

1. Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. – М.; Правда, 1989

2. Виппер Ю.Б. Два шедевра французской прозы –

3. Михайлов А. Г. Малая проза Прево.- М.; Правда, 1989