Таким образом мы видим , что ленинская периодизация отражает правильно лишь политическую сторону революционно-освободительного движения , развитие же русской культуры и общественной мысли в этот период трактуется неправильно. Действительно не литературные явления , не философские идеи , не произведения искусства следовали за событиями социально экономической и политической истории - но культурные явления по своим идеям , пафосу , предшествовали политике и экономике , подготавливали их осуществление в материальной форме. Освободительные идеи , возникая в творческом воображении представителей культурной элиты общества в теоретической форме , постепенно материализовались в политике и экономике , в практической деятельности людей , когда для этого складывались объективные социально-экономические и исторические условия. Искусство , литература , философия а зачастую и религиозная мысль опережали жизнь , вели ее в том или ином направлении , побуждали к развитию в духе порождаемых ими теорий.
Таким образом мы видим , в самом первом приближении , как осуществляется социодинамика ,в данном случае русской культуры: начавшись в качестве чисто социального ,экономического явления ,каждая значительная тенденция исторического развития постепенно проецировалась в культуру и затем , уже в качестве культурного явления , начинала влиять в обратном направлении - на социально-экономические процессы , способствуя их эволюции в сторону намеченную в сфере культуры . Таким образом выстраивается непрерывная цепочка сменяющих друг друга социально-экономических и культурных процессов , которая может быть прервана или разорвана в любом своем звене (социальном или культурном) . Важно определить сам момент перехода социального в культурное и наоборот . В этом и состоит суть социодинамики культуры : каждое социальное явление находит отражение в культуре и соответственно каждое культурное явление имеет свой социальный аналог и социологическое основание.
В свое время еще Г.В. Плеханов высказал предположение относительно того , что между собственно культурными и собственно социальными явлениями нет непреодолимых границ , наоборот между ними существует своеобразное связующее звено , позволяющее “переводить” социокультурные явления с одного языка (например художественного) на другой (например социологический) с этой целью Плеханов вводит понятие “социологического эквивалента” каждого культурного (литературного , художественного , философского ) явления . Однако он не ограничивается историко-материалистическим пониманием культуры , согласно которому социальное однозначно обусловливает культурное , а материальное - духовное. ”Особенности художественного творчества всякой данной эпохи всегда находятся в самой тесной причинной связи с тем общественным настроением , которое в нем выражается .Общественное же настроение всякой данной эпохи обусловливается свойственными ей общественными отношениями” - писал он.
Продолжая мысль Плеханова , можно отметить , что как для любого культурного явления можно определить (с различной степенью очевидности) его социальный эквивалент , так и для любого социального явления существуют свои культурные эквиваленты - в литературе и в искусстве , в науке и идеологии , в философии и религии . Социальное в культурном и культурное в социальном тесно связаны и находятся как правило во взаимном соответствии между собой : проекция социума в культуру и проекция культуры в социум . Именно здесь кроется составляющий основной предмет социодинамики культуры момент перехода социальных явлений в культурные и наоборот. Трудность осмысления этого перехода заключается в том , что каждый элемент социального не буквально соответствует аналогичному элементу культурного и наоборот. В каждом конкретном случае механизм такого перехода особый , неповторимый связанный со специфическими историческими условиями .
При исследовании социодинамики культуры уже выяснилось существование некоторых общих закономерностей во взаимодействии социальной и культурной подсистем общества . Так различают социальный предмет как элемент социальной (в узком смысле ) системы общества , культурное значение как элемент культурной системы и их отношение (отношение соответствия) как элемент общественной системы , включающей в себя социальную и культурную подсистемы. Установление таких соответствий в общественных системах между предметами и значениями характеризуется как гомоморфизм социальной и культурной подсистем .”Факт социокультурного гомоморфизма имеет тот содержательный смысл , что социальная и культурная системы являются лишь относительно взаимосвязанными образованиями , могущими иметь собственную жизнь и развитие . В силу этого имеет смысл говорить о процессах взаимного обособления (дифференциации) и сближения (интеграции) социума и культуры ”.( О.И.Генисаретский ) Состояние общества , при котором “все значения реализуемы , а все предметы реализуют значения ” , называется состоянием социокультурной полноты . Такое состояние общества по Генисаретскому “эквивалентно устойчивости общественной системы , когда сохраняется непрерывность существования и самодостаточность общественной системы ”.
Такое состояние социокультурной полноты часто не характерно для истории культуры . Зачастую мы видим постоянно воссоздаваемую неустойчивость , нестабильность общественной системы . В этом случае можно вести речи о преимущественно дискретном характере социокультурной истории .Причем переход от одного замкнутого в себе социокультурного этапа к последующему невозможен постепенным , эволюционным путем - это каждый рвз резкая , внезапная ломка целостной и единой социокультурной системы . Такое развитие общества и культуры характерно , в частности , для России.
Очень интересным и плодотворным является развиваемое в последнее время представление о социодинамической модели культуры как о диалектическом триединстве взаимодействующих друг с другом трех подсистем культуры : мировоззренческо-познавательной (наука , философия , в некоторые исторические периоды религия) , художественно-эстетической (всевозможные разновидности искусства) , соционормативной (мораль , этика , политическая культура). Между этими подсистемами в истории культуры помимо определенной борьбы все время складывались временные или относительно постоянные “союзы”. Так , религия часто связана с нравственностью и этическими учениями , проникает в философию и политику , часто сама подвержена политическим влияниям . Эстетика неотделима от искусства , но с другой стороны связана с публицистикой , которая находится под влиянием политической идеологии . И таких примеров можно привести множество .
В свете этой концепции каждое явление и каждый процесс культуры должен рассматриваться с точки зрения трех его возможных и необходимых эквивалентов : понятийно-концептуального , образно-ассоциативного и практически-действенного , аддуктивного . Таким образом элементами любого культурного явления , рассматриваемого с точки зрения его социодинамики выступают взаимосвязанные и взаимодействующие между собой три эквивалента культурных подсистем : понятие , образ и действие.
Такой подход позволяет добиваться перевода образного содержания на язык логики , научных или философских категорий ; понятийного содержания (научных и философских концепций ) - на язык художественных образов , а вместе образного и понятийного содержания - на “язык социологии” , то есть в план действий , практических интересов и целей людей . В этом смысле оказывается возможным говорить о культурном смысле исторических событий , и наоборот , явления культуры предстают в качестве факторов исторического развития .
Литература:
Сорокин П.А. “Человек. Цивилизация. Общество” Москва , 1992
Моль. А. “Социодинамика культуры” Москва ,1973
Генисаретский О.И. “Опыт методологии конструирования общественных систем ”//”Моделирование социальных процессов” Москва ,1970
Кондаков И.В. ”Введение в историю русской культуры” Москва ,1997