Смекни!
smekni.com

Творчество Моравиа (стр. 2 из 2)

Сонцоньо – «сильная личность», и это придает ему аллегорическое и пародийное звучание. В романе он совершает два непреднамеренных преступления. В его действиях ощутима жестокая философия жизни. В образе Сонцоньо просвечивается тема «преступления и наказания». Она же присутствует и в образе Джакомо: попав в руки полиции, юноша выдает своих товарищей по подполью. Преступление Джакомо совершает не из-за страха пыток и не ради корысти, а из-за внезапного равнодушия. Юноша беспощадно осуждает свое преступление, его самоубийство – есть наказание за вину.

Эта социальная подоснова безразличия и приспособленчества была вновь раскрыта писателем в романе «Конформист» (1951 г.). Герой «приспосабливается» не только к среде, но и к политическому строю фашизма.

С годами иллюзорность всего сущего захватывает и автора.

В 1953 году выходит первая книга «Римских рассказов» Альберто Моравиа. В 1959 году писатель выпускает второй том. В «Римских рассказах» воскрешается традиция Боккаччо: короткая, событийная новелла, с неожиданной концовкой. Есть единая тема: жизнь трудового Рима, показанная в картинках – этюдах. При этом его трудящийся человек – одиночка, «маленький» человек.

Принципиально новым для Моравиа является герой. Это городской парень, тот, кто водит такси, стоит за прилавком, моет посуду в ресторане, бродит в поисках работы. Автор близок к неореализму. Это сказывается и в демократичности писателя, и в точном бытовизме. Но нет темы солидарности обездоленных, что характерно для реализма.

Комическая новелла Моравиа глубоко лирична, повествование почти всегда от первого лица. Психологизм в «Римских рассказах» тоже новый: изображение еле заметных движений души в момент незначительного происшествия.

Одна из лучших новелл сборника – «Ромул и Рем». Она напоминает античную легенду. Ремо и Ромоло когда-то были однополчанами. Теперь безработный Ремо бродит по улицам Рима, он ослабел от голода и решается разыскать однополчанина Ромоло. Доедая вкусный обед, Ремо замечает, как бедна траттория Ромоло, в которой нет посетителей. У Рема сжимается сердце, но денег у него нет, он убегает, не заплатив. Бывшие братья по оружию вынуждены стать врагами.

Тема нищеты поразительно звучит и в таких новеллах, как «Воры в церкви» и «Младенец». В первой обезумевшая от бедствий женщина уверяет, что сама Мадонна подарила ей хранившееся в церкви драгоценное ожерелье. Во второй супружеская пара, живущая в трущобе, решается подкинуть своего новорожденного ребенка. Но в последний момент материнский инстинкт одерживает вверх.

Роман «Чочара» начатый Моравиа еще во время войны, был завершен и издан в 1957 году. Героиня романа Чезира – приехавшая в Рим из горной Чочарии. В образе Чезиры Моравиа представляет читателю сильный характер, это незаурядная женщина, энергичная, нравственно стойкая. Рядом с ней – контрастный образ, ее дочь Розетта, уже настоящая римлянка, хрупкая, душевно ранимая.

Основа сюжета – странствование Чезиры и Розетты по дорогам войны. В композиции романа есть антитеза – женщина и война. Чезира не только спасается от войны, она учится осознанно ненавидеть ее. Ведь война лишила ее крова, достатка, принесла бесчестье ее дочери. Она сохраняет веру в идеалы добра и надежды на лучшее.

В романе есть очень интересный персонаж Микеле Феста, студент, выходец из крестьянской среды. Его взгляды романтические. Он антифашист, и Чезиру приобщает к тому же. Это первый случай у Моравиа, когда его герой-интеллигент соприкасается с человеком из народа.

Сопротивления в романе «Чочора» не, но есть осуждение войны, как преступления против человечества. Роман суров по своему колориту, сатира выдержана в патетических тонах. Но здесь исчезает тема «равнодушия», повествование ведется от лица женщины, эмоциональной и категоричной в своих суждениях.

Роман «Презрение» написан в 1954 году. Здесь затронуты социальные и эстетические проблемы. В центре романа – судьба художника и судьба искусства. Две сюжетные линии развиваются параллельно, но связаны между собой между собой.

С середины 50-х годов Моравиа вновь обращается к среде «ненавидимых», открывая новые оттенки морального распада в преуспевающем буржуа и в образе интеллигента.

Тема отчуждения еще тревожнее звучит в романе «Скука» (1960 г.). Тоску и скуку ощущает художник Дино в оторванности от реальной жизни, разрыв с окружающим миром. Это мешает способности творить, художественно воспринимать окружающую природу, людей, вещи. Если для Дино скука – источник страдания, то для его матери такая отчужденность – норма. Выход из положения герой ищет в эротике. Сексуальное наваждение, доводящее до самоубийства – вот средство борьбы со скукой. Связав в одно секс и отчуждение, перегрузив роман эротическими сценами, Моравиа ослабил художественное звучание произведения. Фрейдистской сексуальностью пропитаны и последние романы автора.

Сборник рассказов «Автомат» (1962г.) предельно ясно выражает общую мысль, вынесенную в названии.

На пороге 70-х годов в «семейном романе» становится более выраженным социально-политический аспект. Налицо резкое неприятие тех лицемерных моральных догм, которые призваны замазать несправедливость в мире.

В романах и новеллах 70-х годов Моравиа еще сильнее критикует аморальную буржуазную интеллигенцию. В циклах рассказов «Рай» (1970) и «Ух ты» (1976) - вереница судеб богатых итальянских женщин. Все они – «вещи», рабыни денег, фальшивых отношений. Утрачены подлинные человеческие чувства, царит ложь, притворство, скука. Женщины осознают свою унизительную роль, но не в силах разорвать порочный круг.

В гротескном романе «Я и он» (1971) высмеян молодой киносценарист, мнящий себя антибуржуазным бунтарем. А оказывается трусливым прихлебателем у циничного продюсера. Моравиа не жалеет язвительности на молодежь, которая только играет в революцию и снимает «архиреволюционный» фильм на средства родителей.

Неореализм, родившийся на войне Сопротивления, представлял собой в послевоенное время художественное явление первого плана и оказывал заметное воздействие на литературу.

Заключение

В творческом процессе Моравиа не раз видоизменял технику стиля, романной структуры. Его идеал – «ясновидящая отстраненность». Писатель под микроскопом разглядывает некоторые аспекты современной ему реальности, создает типаж и настроение. Его лексика довольно проста, даже скудна, основной упор идет на синтаксис. Такой стиль почти сводит на нет лирические элементы.

Автор не ставит задачу иллюстрировать общественные события, но есть психологическое состояние общества. Иногда Моравиа сознательно обостряет это состояние, прибегая к пародии и маске. Моравиа всегда привлекали маски. Он не воспроизводит реальность, а устраивает маскарады, иногда кажущиеся более достоверными, чем сама реальность.

В романах наблюдается тенденция драматизировать действие. Трагедия, по его убеждению, искусство синтетическое, а он добивается синтеза в романе.

Главным в литературе Моравиа всегда был человек, хотя, изображая реальную личность, нередко прибегал к абстракции, даже абсурду. Несмотря на жизненные обстоятельства, человек по природе своей гуманен, и находится в постоянном противоречии с общественным устройством.

Список литературы:

1. История итальянской литературы XIX-XX вв. «Высшая школа». М., 1990.

2. «Равнодушные. Римлянка». А. Моравиа. Вступительная статья И. Заславской. «художественная литература». М., 1990.

3. Итальянский роман сегодня. З.М. Потапова. Издательство «Наука». М., 1977.