Среди множества литературных влияний, которые можно проследить в произведениях Г. Уэллса, есть одно основное, сформировавшее Г. Уэллса как писателя ХХ века. Это влияние - просветительство. "Смысл просвещения Г. Уэллс видел не в отвлеченной проповеди добрых начал, а в объяснении реального положения в мире," [59] - отмечает Ю. Кагарлицкий.
Наибольшие плоды теория просвещения приносила в произведениях о далеком будущем - о том времени, когда классовое общество исчезнет, а вместе с ним и разобщенность человечества. Г. Уэллс писал "утопии-минимум". Иногда они имели форму самостоятельных трактатов, иногда выступали как приложение к книге о современности или о ближайшем будущем. В них немало противоречий. Г. Уэллс надеется на то, что увеличение роли научных исследований, технический прогресс и автоматизация производства поведут уже не к созданию малочисленной прослойки интеллигентов, а к образованию невиданного прежде "нового среднего класса", который составит опору общества. Представители этого класса будут в силу своего положения и характера занятий чувствовать себя представителями всего человечества и постараются работать в общих его интересах. Как они будут действовать, каким путем отнимут власть у теперешних правителей общества, подскажет время.
Этот идеальный проект неизбежно терпит крах уже в самой системе логических выкладок автора. "Г. Уэллс не может не задаться вопросом: "Из каких слоев будет формироваться этот "новый средний класс"? Очевидно, из представителей современных общественный классов. А если так, будет ли он представлять собой единое целое?" [60]
Еще больший крах эта система воззрений потерпела, когда ее пытались претворить в жизнь. Под влиянием призывов Г. Уэллса иногда возникали небольшие группы энтузиастов, объявлявших его своим руководителем и наставником. Но, сталкиваясь с живыми людьми, в качестве руководителя, Г. Уэллс " проявлял такую беспомощность, а сами его проекты обнаруживали такое несогласие с жизнью, что все эти начинания кончались ничем". [61]
Образ идеального общества воплощен Г. Уэллсом в научно-фантастическом романе "Люди как боги" [62]. Мир, где нет частной собственности, насилия над личностью, нужды, политических форм управления, мир, где мы встречаем полное единомыслие среди жителей. Государство давно отмерло, нет здесь и элиты, т.к. все люди поднялись до понимания общечеловеческих интересов. "Наше образование и есть наше правительство" [63], - говорит один из утопийцев. В утопии воплощено то, что Г. Уэллс несколько ранее называл "идеалом всякого интеллигентного человека", - "порядок без организации". Все сохранившиеся функции государства переданы обществу, и теми или иными вопросами, представляющими общий интерес, занимаются просто "люди, которые больше других в этом понимают".
Человек восторжествовал в Утопии Г. Уэллса, т.к. социальные отношения целиком свелись к человеческим отношениям, основанным на разумных принципах и не располагающих к конфликту. "Мир Утопии - "это торжество порядка и красоты..." [64] . В Утопии не было ни одной науки, зародыша которой не существовало бы на Земле, ни одного вида энергии, которым не пользовались бы земляне. Здесь была та же Земля - только без невежества, темноты, злобы, коварства, столь обычных в земной жизни..." [65] . Г. Уэллс желает отношений товарищества между людьми, труда по душевной потребности, а не по принуждению, совести вместо стяжательства. Утопийцы Г. Уэллса не чураясь труда и садоводства, основное время уделяют все-таки занятиям наукой. После того, как наука освободила их от труда ради куска хлеба, они не потеряли к ней интереса.
Небо этой страны, куда попал мистер Барнстейпл, не заволакивают тучи фабричного дыма, - но не потому, что утопийцы отказались от фабрик. Они просто сумели создать "автоматически действующую цивилизацию", устранив в промышленном производстве то, что вредно человеку и противоречит его природе. Утопийцы любят прилагать свои руки к делу - не только голову, но и руки. Они с удовольствием трудятся на земле. Но не в знак протеста против умственной работы и не потому, что их вынуждает материальная необходимость. Если для них и существует в данном случае какая-то необходимость, то это необходимость всестороннего развития личности, чувства единства с природой.
Цель этого произведения состояла в том, чтобы отыскать путь объединения человечества. Здесь скрещивались психологические и социологические интересы Г. Уэллса. Он стремился осмыслить прошлую и предсказать будущую историю человечества и вместе выяснить, какие черты современного человека позволяют надеяться на приобщение его к человечеству, а какие мешают этому.
Таким образом, Ж. Верн и Г. Уэллс, пытаясь заглянуть в будущее, создают свой образ утопического государства.
§ 2 Особенности сюжетно-композиционного построения романов-утопий Ж. Верна и Г. Уэллса.
Романы Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой", Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", Г. Уэллса "Люди как боги" не являются в чистом виде утопиями, а только включают в себя утопические черты, но тем не менее они влияют на поэтику произведений, в частности на сюжет и композицию, а также на хронотоп.
В основе сюжета романа Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой" лежит изобретение необычайной подводной лодки "Наутилус" и кругосветное путешествие. Хотя в то время уже были придуманы аппараты для погружения человека под воду, однако судно Немо оказалось более усовершенствованным, чем те, которые изобретались в то время. Сначала правительства США и Франции посчитали это неопознанное чудовище за гигантского нарвала, и, чтобы очистить от него водные просторы, снарядили фрегат "Авраам Линкольн" с известным гарпунером на борту - Нед Лендом. По просьбе морского министра в путешествие отправляется и профессор Парижского музея господин Аронакс со своим слугой Конселем. Но фрегат терпит неудачу: при нападении на подводную лодку оказывается сломанным гребной винт. В результате толчка за борт попадают Нед Ленд, Аронакс и Консель. Их-то и подбирает "Наутилус". В сюжете такие резкие повороты событий встречаются лишь дважды: прибытие трех героев на "Наутилус" и их побег. На протяжении всего романа действие развивается спокойно. Герои, а вместе с ними и читатель, совершают кругосветное путешествие под водой. Находясь в плену у "Наутилуса", героям остается лишь созерцать чудеса подводного мира.
Так как ко времени написания романа такой подводной лодки еще не существовало, то захватывающим и познавательным представлялось все: фантастическое строение лодки, описания морских глубин, подводной флоры и фауны, тогда еще почти не изученных.
В романе много научного материала, поскольку Ж. Верна интересует техническая сторона дела. Целые главы посвящены строению подводной лодки, аппаратуре, служащей для ее управления. Дается подробное описание не только обычных в обиходе мореплавателей приборов (термометр, барометр, гигрометр, компас, секстан, хронометр), но и удивительной силы, на основе которой и создана эта лодка. Эта сила - электрическая энергия. Раскрывается и секрет откуда можно взять в море электрическую энергию. Здесь на помощь приходит химия. "На тысячу граммов морской воды приходится девяносто шесть с половиною процентов чистой воды, две и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний... Хлористый натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы". [66]
При описании подводной лодки писатель соединяет реальность и фантастику. Многое из того, что есть в "Наутилусе" в то время представлялось фантастичным (например, водолазные костюмы, сделанные из такого прочного материала, что герои могут совершать прогулки по дну океана на любой глубине). Даже размеры "Наутилуса", сейчас кажущиеся обычными для подводных лодок, в то время поражали (длина - семьдесят метров, ширина - восемь метров, водоизмещение - тысяча пятьсот тонн). Писатель включает в свой роман научную фантастику. Роман насыщен экскурсами в области химии, физики, механики, биологии. Наряду с прекрасными описаниями морских рыб: "Я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель здешних морей, с серебряной головой и голубым телом..." [67] встречаются и прозаические экскурсы: "Костистые рыбы подразделяются на шесть подотрядов: primo, колючеперые, с цельной и подвижной верхней челюстью, с гребенчатыми жабрами. Подотряд включает пятнадцать семейств, иначе говоря, почти три четверти всех известных рыб. Представитель подотряда: обыкновенный окунь." [68]
Герои могут наблюдать за подводным миром не только через стекла в стенах лодки, но и выходить в скафандрах. Специальные главы посвящены таким подводным путешествиям: "Прогулка по подводной равнине", "Подводный лес", "Коралловое царство". Часто в название главы выносится какое-либо географическое название, маршрут героев: "Индийский океан", "Красное море", "Греческий архипелаг", "Саргассово море", "Южный полюс".
Сюжет романа строится не только как путешествие, но и как приключения. Приключенческий конфликт - противостояние человека загадкам природы, столкновение с неведомым - организует действие.
На страницах романа появляется благородный образ Немо, предстающий у Ж. Верна гением моря. Немо страстно любит море: "Море - это вечное движение и любовь..." Но тут же добавляет: "Море неподвластно деспотам. На поверхность морей они могут еще чинить беззаконие, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водой они бессильны, тут их могущество кончается! Тут настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!" [69]