Утопия и антиутопия в научной фантастике
(на примере творчества Ж. Верна и Г. Уэллса)
Введение
Творчество Ж. Верна и Г. Уэллса оказало большое влияние на развитие русской и зарубежной научной фантастики (А. Беляев, И. Ефремов, Г. Мартынов, Жорж Ле Фор, Джон Уиндем, А. Корделл).
Интенсивное развитие современной русской и зарубежной научной фантастики делает изучение творчества Ж. Верна и Г. Уэллса в современном литературоведении задачей достаточно актуальной.
Ж. Верн и Г. Уэллс стоят рядом в области научной фантастики. Ж. Верн является крупнейшим представителем жанра путешествий и приключений, а Г. Уэллс работал больше в жанре социально-философского романа. Различие избранных ими жанров объясняется развитием научного знания. Г. Уэллс жил позже Ж. Верна, и в его творчество вошло многое из того, что лишь затронул Ж. Верн. Но исходный пункт у них был один - научная фантастика. Сближает их также интерес к будущему, и рисуют они будущее, исходя из настоящего, соединяя фантастику с социологией. В изображении будущего они обращаются то к утопии, то к антиутопии.
Сейчас ученых интересует жанр антиутопии в литературе XIX-XX вв.
Внимание привлекают имена: Ф. М. Достоевского, Е. И. Замятина, О. Хаксли, Р. Бредбери, но в этот ряд не попадают Ж. Верн и Г. Уэллс, хотя многие их произведения имеют отношение к жанрам утопии и антиутопии ("Удивительные приключения экспедиции Барсака", "Кораблекрушение "Джонатона" Ж. Верна, "Машина времени", "Война миров", "Человек - невидимка" Г. Уэллса). Но традиционно отечественных и зарубежных исследователей привлекают научно-фантастические романы Ж. Верна и Г. Уэллса, а сами они рассматриваются ими исключительно как писатели-фантасты. Исследователи творчества Ж. Верна и Г. Уэллса только упоминают об элементах утопии и антиутопии в художественной структуре романов этих писателей, но ни один из них не останавливается на вопросе о месте и роли утопии и антиутопии в творчестве этих писателей. Все это делает актуальной попытку изучения данной проблемы.
Предлагаемая работа посвящена рассмотрению своеобразия утопии и антиутопии в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса.
Благодаря теоретической разработке проблемы утопии и антиутопии в науке нам представляется возможным рассмотреть творчество Ж. Верна и Г. Уэллса через призму современных разработок, представленных в работах Е. Шацкого "Утопия и традиция" [1], Л. Баткина "Ренессанс и утопия" [2], А. Мортона "Английская утопия" [3], Г. Морсона "Границы жанра" [4], а также в нескольких современных статьях: Е. Т. Гальцевой и А. С. Рознянской "Поиски человека" [5], А. Зверева "Крушение утопии" [6], "Когда пробьет последний час природы" [7] . Отдельный вопросы этого аспекта освещены Ю.И. Кагарлицким в книгах “Уэллс: очерк жизни и творчества" [8], "Вглядываясь в будущее" [9] , статьях "Человек и будущее человека" [10], "Г. Уэллс и Ж. Верн" [11], Е. В. Брандисом в книгах "Ж. Верн и вопросы развития научно-фантастического романа" [12] , "Впередсмотрящий" [13] .
Ю. И. Кагарлицкий исследует идейные и художественные особенности произведений Г. Уэллса, Е. П. Брандис - произведений Ж. Верна, в книгах частично затрагивается вопрос об антиутопии в ранних романах Г. Уэллса, в поздних романах Ж. Верна. Некоторые из антиутопий были написаны в форме прозрачной аллегории, наводящей на мысль о враждебных прогрессу существующих порядках.
Жан Жюль-Верн в книге “Жюль Верн” [14] использует самые различные архивные материалы, относящиеся к личности писателя и его творчеству, а также мемуарную и эпистолярную литературу. В своей книге он обращает внимание на идеи утопического социализма, которыми увлекался Ж. Верн. Интересно рассмотрена поэтика произведений Ж. Верна в книге Б. В. Ляпунова "По следам Ж. Верна. Научно-фантастические очерки" [15] , здесь же есть общие рассуждения о жанрах утопии и антиутопии в мировой литературе. Поэтика произведений Г. Уэллса анализируется в статье С. Динамова "Г. Уэллс" [16] . Однако здесь дается лишь поверхностная характеристика романов писателя, содержатся общие рассуждения о политических позициях Г. Уэллса, о системе его социальных взглядов.
К. Андреев в своей книге "Три жизни Ж. Верна" [17] хоть и не рассматривает идейно-художественное значение утопии и антиутопии у писателя, но включает материал об основоположниках антиутопии.
В. Попов в своей работе "Ж. Верн: Биографический очерк" [18] пытается показать, как происходит переход в творчестве писателя от утопии к антиутопии, И. Михальская в работах "Некоторые вопросы теории романа в ранних статьях и в переписке Г. Уэллса" [19] , "Концепция человека и жанровые структуры в творчестве Г. Уэллса" [20] сравнивает ранние романы писателя с его поздней утопией "Люди как боги", а также показывает, какое влияние оказала наука на писателя и как это отразилось в его творчестве.
А. Ф. Любимова в своей книге "Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900-1940-х годов" [21] исследует комплекс естественно-научных, социально-психологических проблем, поднимаемых в романах Г. Уэллса, частично уделяет внимание поэтике произведений, разнообразным художественным приемам, которые использует писатель в своих произведениях. Но ее в основном интересуют социальные романы Г. Уэллса и путь к нему писателя.
Кроме этих работ существуют несколько журнальных статей, затрагивающих поставленную проблему.
А. П. Краснов в статье "Великий фантаст" [22] , посвященной Ж. Верну, делает попытку исследовать, каким образом происходит движение от утопии к антиутопии в романах писателя.
М. Ландор свою статью "Фантастическая сатира Г. Уэллса" [23] посвящает своеобразию социально-фантастических романов Г. Уэллса, здесь же вскользь упоминает об основоположниках антиутопии и антиутопических романах Г. Уэллса.
В предлагаемой работе анализируются романы Ж. Верна "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой", "Таинственный остров", "Кораблекрушение "Джонатона", "Удивительные приключения экспедиции Барсака", романы Г. Уэллса "Машина времени", "Человек-невидимка", "Остров доктора Моро", "Война миров" и "Люди как боги". Выбор исследуемых романов объясняется тем, что в них наиболее ярко выражены черты антиутопии либо утопии. Кроме того, эти произведения являются образцами творчества писателей. Для удобства в настоящей работе мы будем называть романы либо утопическими, либо антиутопическими.
Таким образом, по нашим наблюдениям, в настоящее время в науке проблема утопии и антиутопии в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса разработана плохо, а исследователи говорят об этой теме лишь мимоходом, не изучая ее подробно.
Исходя из вышесказанного, сформулируем цели и задачи дипломной работы.
Цель - Определить своеобразие и художественные функции утопии и антиутопии в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Определить черты поэтики утопии и антиутопии на основании современных разработок в литературоведении.
2. Рассмотреть, какую роль играют утопия и антиутопия в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса.
3. Выяснить причины художественного движения писателей от утопии к антиутопии (у Ж. Верна), от антиутопии к утопии (у Г. Уэллса).
4. Исследовать хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена вопросам истории и поэтики утопии и антиутопии. Вторая глава рассматривает черты утопии в поэтике научно-фантастических романов Ж. Верна и Г. Уэллса ("Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой", "Люди как боги").
Третья глава посвящена антиутопическим романам Ж. Верна и Г. Уэллса ("Вверх дном", "Робур-Завоеватель", "Удивительные приключения экспедиции Барсака", "Машина времени", "Остров доктора Моро", "Война миров", "Человек-невидимка"). Вторая и третья главы делятся на параграфы, которые позволяют глубже исследовать хронотоп и сюжетно-композиционную структуру романов.
I ГЛАВА
Вопросы истории и поэтики утопии и антиутопии
Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греч. "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет).
Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.
У истоков утопии стоит Платон, автор книг "Государство" [24] , "Законы", диалогов "Тимей", "Критий". Иногда даже утверждают, что всю утопическую литературу можно рассматривать как гигантский комментарий к сочинению "Государство" [25]. Однако классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин "утопия" была утопия Т.Мора (1516) [26].
В книге Т.Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее: очевидно обращение к Платону и Лукиану, равно как и связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского контекста.