Смекни!
smekni.com

"Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм (стр. 3 из 3)

Достоевский создаёт свою утопию, теократическую утопию, в которой церковь целиком поглощает государство и осуществляет царство свободы и любви. Для писателя вопрос о переустройстве общества лежит не в плоскости политики или экономики, а в области религии. Писатель выявляет три пути решения вопроса о мировой гармонии, о рае, о рае об окончательном торжестве добра:

первый путь - это достижение гармонии, рая, жизни в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда;

второй путь- это гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех обреченных па смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев;

третий путь - это гармония, рай, жизнь в добре, к которому придет человек через свободу и страдания в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т.е. а Царстве Божьем. Достоевский может принять только третье решение о мировой гармонии.

Не было о мировой литературе писателя, который столь обнаженно лично, с такой душевной болью воспринимал социальные и нравственные конфликты и, с другой стороны, столь общечеловечески, в масштабах мира переживал свои личные трагедии, как Ф.М. Достоевский.

Л.Н.Толстой - великий правдоискатель, страстно и радикально выступает против исторического христианства, исторической церкви, приспособляющих заветы Христа к закону этого мира, подменяющих Царство Божье царством кесаря.

Зачем человек живет, каково его предназначение в этом мире? Эти вопросы мучат писателя, он ищет на них ответы в своих трактатах "Исповедь", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри нас", "О жизни". Люди очень часто гонятся за призраками, за ложными ценностями, не щадя при этом ни своих, ни чужих. Толстой считает, что жизнь, которую человек растрачивает во имя корысти, карьеры, приобретения богатства, растрачена напрасно. Люди живут, не задумываясь о смерти, они катятся на салазках жизни, не замечая, что летят в пропасть. Они толкают друг друга, ссорятся между собой, не думая о смысле всего происходящего. Но человеку самому трудно разобраться в нравственных ориентирах и ценностях. И помочь в этом нелегком процессе выработки идеалов призваны учителя жизни - писатели, философы, деятели культуры, так как их долг перед обществом указывать человеку дорогу в его нелегком пути нравственного выбора.

В трактате "В чем моя вера?" Толстой писал и том, что человек должен жить так, чтобы смерть не могла нарушить жизни. Для этого нужно свести к минимуму жизнь "телесную", телесные потребности. Подлинная жизнь - жизнь духовная, в добре и нравственном совершенстве. Если человек не смог найти путь от механической и ничтожной жизни к жизни души, то он так и останется на пороге человеческой жизни, так и не преступивего.

Проблема смерти и бессмертия связана у Толстого с проблемой смысла жизни. Смерть - это удел низшего сознания. "Жизнь в теле" и заканчивается смертью тела. Преодоление смерти связано с преодолением жизни, связанной только о материальными потребностями. Преодолеть смерть можнотолько о помощью дела любви, т.е. деятельности, направленной на милосердие и сострадание. В процессе жизни, по Толстому, человек проходит три ступени самосознания: первая ступень - это жизнь растительная, бессознательная, вторая - жизнь индивидуальная, осознающая себя отдельным существом, третья - жизнь божественная, подлинная. Первая ступень - это жизнь, лишенная всякихдуховных интересов. Вторая - это жизнь ради наслаждения и славы. Только третья ступень - жизнь в духовной деятельности, работе по совершенствованию себя и окружающей жизни. Именно эту жизнь Толстой называет "разгадкой тайны и полярной звездой для движущегося человечества, потому что она дает истинное благо». ("Путь жизни")

Толстой связывает будущей человечества с ростом нравственности, бездуховность губит жизнь. Только самосовершенствование человека создает условия дляподлинного перелома вобстоятельствах жизни, без самоизменения внешние перемены - просто перекладывание "без известки, но на новый манер" разваливающегося здания из неотесанных камней. Эта мысль пронизывает всю русскую культуру ХIX, взывающую к нравственному совершенству человечества.

Заключение

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

5. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.