От природы Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком, но в силу барского воспитания его "ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая". Мальчик приучился смотреть на все окружающее по-обломовски. Его детский ум пропитался психологией крепостнической лени и барства. И он решил, "что так, а не иначе следует жить, как живут вокруг него взрослые". Он видел, как в Обломовке все сбывали работу с плеч, как иго, и с детства стал пренебрежительно относиться ко всякому труду и в конце концов "выгнал труд" из своей жизни.
Так по своему образу и подобию воспитала патриархальная, крепостническая среда Илью Обломова. "Ум и сердце ребенка, - подчеркивает романист, - исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?"
Уменье показывать развитие человеческой психики, раскрывать внутреннюю психологическую жизнь человека - одна из важнейших задач реализма в искусстве. В "Сне Обломова" Гончаров блестяще решил еще более трудную и сложную задачу - проследил начало формирования личности человека, "развитие умственного зерна в детском мозгу", рождение в душе ребенка "первых понятий и впечатлений". По словам Добролюбова, Гончаров явился мастером "необычайно тонкого и глубокого психологического анализа".
Воспитание, полученное Ильей Обломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия, отразилось на всем облике, на всей его судьбе. "Началось с неумения надевать чулки, а кончилось - неумением жить" - эти слова в романе, хотя и высказаны в мягком юмористическом тоне, имеют острый обличительный смысл.
Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Он вообще ничего не умеет делать, кроме разве того, что целыми днями лежать на диване. "Я ничего не умею делать, я барин", - без какого-либо сожаления или угрызения совести, даже с известной гордостью для себя, говорит он.
Облов не замечает, что он уже давно стал рабом апатии и лени. "…Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - говорит Добролюбов об Обломове, - развила в нем апатическую неподвижность и повергло его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу".
Апатия, неподвижность, лень, "нравственное рабство" отражены во всем внешнем облике Обломова, составляю типические, характерные черты его портрета. И все же "жизнь тревожит" Обломова. Тревожит его и друг - Андре Штольц. Он предостерегает Илью от гибели, чертит перед ним перспективу возрождения и светлого будущего.
В пору бездейственного лежания Обломова на диване Обломовка, как это показал романист, во многом изменилась. И на нее "упали лучи солнца". Капитализм проник всюду. "Медвежьи углы и захолустья", по замечанию Ленина, становились "антикварной редкостью".
Обломов чувствует драматизм положения. На миг его увлекает перспектива обновления: "Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть". Но боязнь борьбы, жизни оказывается у Обломова сильнее. Обломов колеблется, мучается, думая, какое принять решение. Глубоко драматичной является история взаимоотношений Обломова с Ольгой Ильинской.
1. А.П. Рыбасов "И.А. Гончаров" (издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1957г)
2. В.И. Ленин, сочинения, т.3, 6