Выход "Обломова" был воспринят русскими людьми как важнейшее общественное событие. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов в своей знаменитой статье "Что такое обломовщина?", - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, "знамение времени"".
Эти слова Добролюбова заключали в себе очень глубокий смысл. Если роман Гончарова являлся "произведением русской жизни" и "знамением времени" - значит, он отвечал главным интересам и стремлениям современности, значит, он многое объяснил в русской общественной жизни.
Передовая русская литература того времени в лице таких писателей, как Щедрин, Некрасов, Островский, Тургенев, Писемский, произносила беспощадный приговор крепостничеству. К их голосу присоединил свой голос и Гончаров. Он выступил как страстный обличитель крепостничества, "всеобщего застоя", косности, обломовщины.
Однако когда Гончаров писал "Обломова", он был далек от каких-либо революционных намерений. Говоря о себе, что в сороковых-пятидесятых годах и он проникся "новыми веяниями", Гончаров имел в виду идеалы прогресса, гуманизма и борьбы с крепостничеством, которые, по его мнению, должны были осуществиться в рамках существующего строя. Гончаров верил "в светлую перспективу будущего", и это воодушевляло его как художника, вселяло в него надежду, что ликвидация крепостнического уклада послужит делу преобразования всей русской жизни. Это и определило идейный пафос романа.
Так как борьба с крепостничеством была тогда основным жизненным интересом русского народа, творчество писателей, посветивших себя этой борьбе, не могло не быть в большей или меньшей степени народным по своей направленности и сущности. В творчестве Гончарова, так же как и в творчестве Тургенева, Островского и других, нашли свое отражение чаяния и интересы русского народа. Это позволяет говорить о существенных чертах народности в творчестве Гончарова.
Гончаров страстно стремился писать "правду жизни". По глубокому его убеждению "правда жизни", верность изображаемой действительности, "нужны художнику", чтобы служить "целям жизни", то есть прогрессивным идеалам. Все образы и картины своих произведений он черпал из действительности. Образы Обломова и обломовщины возник и сложился у Гончарова в результате вдумчивого, зоркого и длительного наблюдения над жизненными явлениями.
Известное "представление об обломовщине", по словам самого писателя, "зародилось" у него еще в детстве. В дальнейшем - в годы пребывания на родине и службы в симбирском губернском управлении, а также в Петербурге - это представление об обломовщине, о ее социальной сущности и формах проявлении на много расширилось и обогатилось. Гончаров увидел, что обломовщина является тяжким общественным пороком. И уже в сороковых годах романист поставил себе цель - изобразить "лень и апатию во всей ее широте и закоренелости", показать обломовщину как "стихийную черту", характерную для крепостнического общества.
Чтобы нарисовать это зло во всей его полноте и сущности, требовалось широкое полотно. Ни один русский роман не отображал такого большого периода жизни, как "Обломов". А.Г. Цейтлин установил, что действие "Обломова" охватывает с промежутками период времени с 1819 года (когда Илюше Обломову было только семь лет) по 1856 год. В романе отражена целая жизнь человека и вместе с тем целая эпоха русской жизни.
Великие художники-реалисты в центр своего внимания всегда ставили человека и изображали его в живой связи с окружающей его средой. Характер своего героя они, прежде всего, стремились объяснить условиями воспитания. Гоголь, например, имея в виду Тентетникова из "Мертвых душ", писал: "Родятся ли уже такие характеры или потом образуется как порождение печальных обстоятельств, сурово останавливающих человека? Вместо ответа на это, лучше рассказать историю его воспитания и детства".
По мнению Гончарова, характеры определяются, "создаются" средой, окружающей человека, обстоятельствами, в которых он воспитывается и развивается. В письме к С.А. Никитенко от 25 февраля 1873 года Гончаров писал: "Я старался показать в "Обломове" как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель-климат, среда, протяжение-захолустья, дремотная жизнь - и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства".
Илью Обломова "превратили в кисель" прежде всего условия, в которых он воспитывался в детстве. Рассказу об этом Гончаров посвятил первую часть романа - "Сон Обломова".
Обломовка - вот та почва, на которой вырастала и коренилась обломовщина, вот та колыбель, которая лелеяла и уродовала тело и душу ребенка, та жизненная стихия, которая определила его судьбу, обрекла на никчемное существование и жалкую гибель.
Но что же представляет собою эта Обломовка, которая приобрела столь символическое значение в русской истории?
Обломовка - это застывшая в своей неподвижности и патриархальной отсталости дворянско-поместная усадьба дореформенной поры. Источником существования обломовцев является труд крепостных крестьян.
Обломовка живет по законам примитивного натурального хозяйства. Ленин подчеркивал, что в силу господства натурального хозяйства, "крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром". Таким поместьем как раз и была Обломовка. Ее обитатели оторваны от внешнего мира: "Интересы их, - говорится в романе, - были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими". Обломовцы "глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов", и не пытались "открыть какие-нибудь новые источники производительности земель". Все в Обломовке, как и в адуевских Грачах, "живет повторениями".
Все силы Обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей. В Обломовке "забота о пище была первая и главная жизненная забота". Даже сон был чем-то вроде всеобщей трудовой повинности. После обеда в Обломовке всегда наступал "всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". И даже если приходилось угорать, так угорали все вместе.
Стихия бытия обломовцев - косность. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных их предками. В этом пафос их жизни. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а сегодня на завтра. Духовный мир обломовцев беден, ограничен тесными рамками их быта. Они никогда не задавались вопросом: "Зачем дана жизнь?" Не смотря ни на что, "они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора", цвести здоровьем и весельем. Жизнь их течет, "как покойная река" - "монотонным узором". В Обломовке "все дышало первобытной ленью, простотою нравов".
Пуще огня берегут помещики своих детей от труда, от какого-либо намека на труд. Ведь они сами "сносили труд, как наказание". У каждого из них "Захар да еже 300 Захаров". Им-то и спать Захар помогает, и даже жениться, как выразился один из персонажей романа - Тарантьев.
Гончаров с изумительной художественной верностью и полнотой показал крепостнический характер Обломовки. Крепостническая среда и крепостнические нравы, воспитавшие Обломова, предстают в романе во всей натуральности и наглядности. Картину, нарисованную Гончаровым, Ленин считал глубоко типичной для дореформенного периода. В ряде своих работ он для характеристики крепостного хозяйства использовал гончаровский образ Обломовки.
С присушим великим художникам-реалистам даром Гончаров за видимостью явления сумел разглядеть и показать его сущность. В изображении Гончарова Обломовка предстает в "невозмутимом спокойствии и тишине", но за внешне безмятежным, идиллическим образом жизни обломовцев скрывается неблагополучие, глубокий кризис всей крепостнической системы.
Это прежде всего находит свое выражение в застое, неподвижности жизни не только в поместье Обломовых, но и в их деревнях. "Тихо и сонно все в деревне… Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях, только кое-где, как муравей, гомозится на черной ниве, палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом".
"Ну, разве так можно дальше!" - как бы слышится укоряющий голос романиста.
Когда-то Обломовка была крупным поместьем, но потом "бог знает отчего захирела и измельчала". Этот факт позволяет писателю еще сильнее подчеркнуть невозможность сохранения крепостного хозяйства.
В одной из работ Ленин, характеризуя предреформенную обстановку в России, указывал, что сложившиеся тогда обстоятельства требовали отмены тех учреждений и условий, которые "задерживают преобразование патриархальной, застывше1 в своей неподвижности, забитости и отброшенности обломовки…" Социальную действительность первой половины XIX века России нельзя правильно понять, если упустить тот факт, что Россия уже тогда вступила на путь капиталистического развития, что русская экономика к тому времени уже оказалась втянутой, так или иначе, в мировое хозяйство, в связь с мировым рынком.
Патриархальная безмятежность обломовцев начинала нарушаться. Жизнь "трогала" и их. Новое вторгалось и в замкнутую семейную жизнь поместного дворянства.
Старые обломовцы начинают, например, понимать "выгоду просвещения", но только внешнюю выгоду. Они видят, что благодаря учению все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги. Вот почему родители Ильи Обломова решают тоже "уловить" для своего сынка "некоторые блестящие преимущества", то есть бюрократическую карьеру. Однако они стремятся всячески "обойти тайком разбросанные по пути просвещения и частей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них". "Учиться слегка, не до изнурения души и тела", а так, чтобы "только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат".