Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны “и косы, и тучки, и век золотой”. Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:
Там -он на эшафоте черном ,
Слагает голову свою;
Здесь - именем клеймят позорным
Его стихи...
Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:
Все сущее - увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить!..
Только тогда потомки скажут о нем:
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!..
Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.
Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены. принимает общую позициюинтеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою “вину” перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше:
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета...
Блок готов с радостью воспевать “сей мир ужасный”, потому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет...
В этом отношении показательна поэма Блока “Соловьиный сад”. В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой “Соловьиного сада”, стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.
Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы “Двенадцать”. После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что “мир иной, обетованный и прекрасный” не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении “Пушкинскому Дому” отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должка быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:
...Звоны ледохода
На торжественной реке.
Переклички парохода...
С пароходом вдалеке и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И, наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.
1. Михайлов А.А. Изучение творчества А.А.Блока. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
2. Абрамов А.С. Блока А.А. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.
3.Просвирина И.Ю. Блок А.А. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
4. Блок А.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.
5. Павлов П.В. Писатель Блок. М., Молодая гвардия, 1988 г.