Заключение
XIX век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Это был век величайших гуманистических и эстетических завоеваний в Европе, Америке и в особенности в России. Столь яркий и широкий расцвет литературы и искусства в эту пору во многом определяется теми глубокими и нередко бурными социальными и политическими сдвигами, которыми был так богат XIX век.
«Величайшим историком современной Франции, которая вся целиком живёт в его грандиозном творчестве», называл Бальзака Анатоль Франс[20].
В «Человеческой комедии» единство художественного мира осуществляется в первую очередь за счёт персонажей, переходящих из произведения в произведение. Ещё в 1927 г. французская исследовательница Э. Престон проанализировала способы, применённые писателем для повторного введения своих персонажей в повествование: «Упоминания мимоходом, перенесение персонажей из Парижа в провинцию и наоборот, салоны, перечни персонажей, принадлежащих к одной и той же социальной категории, использование одного характера для того, чтобы написать с него другой, прямая ссылка на другие романы». Даже из этого далеко не полного перечня ясно, что Бальзак в «Человеческой комедии» разработал сложную систему возвращающихся персонажей. Бальзак не был изобретателем возвращающихся персонажей. Среди его непосредственных предшественников можно назвать руссоиста Ретифа де ля Бретонна, Бомарше с его трилогией о Фигаро. Бальзак, хорошо знавший творчество Шекспира, мог найти примеры возвращения персонажей в его исторических хрониках: Генрих VI, Ричард III, Генрих IV, Генрих V, Фальстаф и т.д. В бальзаковской эпопее возвращение персонажей позволяет реалистически многосторонне раскрыть характеры и судьбы людей XIX столетия.
Нет сомнений, что Бальзак обладал способностями, знанием жизненного материала для того, чтобы создать зрелую, значительную реалистическую драматургию. Темы, идеи, проблематика, конфликт в пьесах Бальзака зачастую очень близко подходят к программе его «Человеческой комедии». «Центральная картина» «Человеческой комедии» присутствует в его пьесах «Вотрен» (1846), «Делец» (1845), «Мачеха» (1848) и др. Вообще следует отметить, что, не считая ранних драматических произведений, Бальзак из множества замыслов завершил почти исключительно те, в которых воссоздаётся эта «центральная картина» - оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений.
Некоторые ведущие французские критики рубежа веков искали изъяны в бальзаковской картине действительности. Так, Э. Фаге сетовал на отсутствие в «Человеческой комедии» образов детей, а Ле Бретон, анализируя художественный мир Бальзака, писал: «Всё, что есть поэтического в жизни, всё идеальное, встречающееся в реальном мире, не находит отражения в его творчестве». Ф. Брюнетьер одним из первых использовал количественный подход, благодаря которому сделал вывод, что у Бальзака «изображение жизни явно неполно»: лишь три произведения посвящены сельской жизни, что не соответствует месту крестьянства и структуре французского общества; мы почти не видим рабочих крупной промышленности; недостаточно показана роль адвокатов и профессоров; зато слишком много места занимают нотариусы, стряпчие, банкиры, ростовщики, а также девицы лёгкого поведения и отъявленные уголовники, которые слишком уж многочисленны в бальзаковском мире. Позже исследователи Серфберр и Кристоф составили список, согласно которому в «Человеческой комедии» Бальзака: аристократов – около 425 человек, буржуазии – 1225, домашних услуг – 72, крестьян – 13, мелких ремесленников – 75 человек. Однако попытки на основе этих подсчётов усомниться в верности отражения действительности в художественном мире «Человеческой комедии» беспочвенны и довольно наивны. Литературоведы продолжают углубленное изучение бальзаковского мира как цельного аналога современного писателю общества. Всё сильнее обозначается тенденция выйти за рамки чистой фактографичности, понять мир «Чистой комедии» более обобщённо, философски. Одним из ярких выразителей такой позиции стал датский бальзаковед П. Нюкрог. «Бальзаковский мир, который считается очень конкретным и определённым, задуман как нечто весьма абстрактное», - считает учёный.
В создании этого мира на базе ясно осознанных принципов реалистической типизации заключается основное новаторство писателя. В качестве подтверждения этого приведу слова о Бальзаке одного из наиболее авторитетных учёных Франции Филиппа Ван Тигема: «Собрание его романов составляет одно целое в том смысле, что они описывают различные стороны одного и того же общества, и что одни и те же лица зачастую действуют в разных романах. В этом как раз и заключалось оказавшееся плодотворным новаторство, которое сообщает читателю чувство, будто он, как это часто бывает в действительности, сталкивается со своей, хорошо знакомой ему, средой»[21].
Литература
1. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде. Сборник сочинений. М., 1990.
2. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» // Собр. соч. в 24 т. Т.1. М., 1990.
3. Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1987Хельсон М.А, Маков А.П. Зарубежная литература 19 века. М., 2001.
4. Гриб В. Мировоззрение Бальзака. Художественный метод Бальзака. М., 1996.
5. Ионкинс Г.Э. Оноре Бальзак. Биография писателя. М., 2002.
6. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1990.
7. Лилеева И. Жизнь Бальзака // Бальзак О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. М., 1990.
8. Моруа А. Прометей или Жизнь Бальзака. М., 1993.
9. Обломиевский Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. М., 1997.
10. Резник Р. О.Бальзак и его произведения. М 1995.
11. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1990.
12. Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. М., 1988.
13. Сабанцев Г.Ю. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.
14. Цвейг С. Бальзак. Л., 1990.
15. Чичерин А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии». Л., 1982.
16. Эпштейн М. О стилевых началах реализма //Вопросы литературы. №8. 1997.
[1] см.: Эпштейн М. О стилевых началах реализма //Вопросы литературы. №8. 1997. С. 26.
[2] см.: Хельсон М.А, Маков А.П. Зарубежная литература 19 века. М., 2001. С. 112.
[3] см.: Моруа А. Прометей или Жизнь Бальзака. М., 1993. С. 5-12.
[4] см.: Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» // Собр. соч. в 24 т. М., 1990. Т.1. С. 21-28.
[5] см.: Гриб В. Мировоззрение Бальзака. Художественный метод Бальзака. М., 1996. С. 202.
[6] см.: Чичерин А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии». Л., 1982. С. 143.
[7] см.: Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде. Сборник сочинений. М., 1990. С. 34.
[8] см.: Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1990. С. 87-94.
[9] см.: Лилеева И. Жизнь Бальзака // Бальзак О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. М., 1990. С. 108.
[10] Чичерин А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии». Л., 1982. С. 127.
[11] см.: Резник Р. О.Бальзак и его произведения. М 1995. С. 101.
[12] см.: Обломиевский Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. М., 1997. С. 78-85.
[13] см.: Ионкинс Г.Э. Оноре Бальзак. Биография писателя. М., 2002. С. 39-47.
[14] см.: Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1990. С. 212-214.
[15] см.: Сабанцев Г.Ю. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 45.
[16] см.: Цвейг С. Бальзак. Л., 1990. С. 78.
[17] см.: Эпштейн М. О стилевых началах реализма //Вопросы литературы. №8. 1997. С. 28-29.
[18] см.: Хельсон М.А, Маков А.П. Зарубежная литература 19 века. М., 2001. С. 112.
[19] см.: Сабанцев Г.Ю. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 53.
[20] см.: Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. М., 1988. С. 67-71.
[21] см.: Эпштейн М. О стилевых началах реализма //Вопросы литературы. №8. 1997. С. 38.