Содержание
Введение
Глава 1. Биография Бальзака. Анализ его произведений
Глава 2. Специфика художественной типизации персонажей Бальзака
Глава 3. Эстетические истоки критического реализма
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Понятие «французский реализм»[1] ассоциируется, прежде всего, с именами Стендаля и Бальзака. «Красное и черное» или «Пармский монастырь», «Отец Горио» или «Утраченные иллюзии» — при всех индивидуальных отличиях творческих почерков их создателей — наиболее полно и ярко выражают суть реалистического направления, воплощают специфику реалистического метода на этой зрелой, классической стадии его развития, причем не только в границах литературы французской. Произведения Бальзака и Стендаля — образцы реализма западноевропейского, реализма мирового.
Однако величие Бальзака и Стендаля ни в коей мере не должно заслонять собою картину становления французского реализма XIX в. в целом. Быто - и нравоописательный очерк имеет во Франции свою давнюю и богатую традицию. Достаточно указать на такие выдающиеся фигуры XVII, XVIII и начала XIX в., как Лабрюйер, Лесаж, Мерсье, Ретиф де ля Бретонн. В этих писателях не без основания видят не только предшественников почти безымянной массы очеркистов первых десятилетий XIX в., но и учителей Бальзака. Это в первую очередь относится к Ретифу де ля Бретонну и Мерсье. Мерсье писал в своем предисловии к «Картинам Парижа» (1781—1789): «Из своих частных наблюдений я вывел заключение, что человек представляет собой животное, способное подвергаться самым разнообразным и удивительным изменениям... в зависимости от места, обстоятельств и времени»[2].
Бальзак развил и гениально воплотил догадку Мерсье. Однако параллельно с Бальзаком по-своему и на своем художественном уровне этим же занимался и весь французский реалистический очерк 30—40-х годов. Он явился своеобразной массовой школой реализма, его опытным полем.
Это, прежде всего, относится к так называемому «физиологическому» очерку, который, являя собой некий синтез нравоописания, якобы научного подхода и легкой шутливости, более всего приблизился к бальзаковскому методу, ибо тяготел к обобщению действительности, ее типизации. В 1841 г. (т. е. еще до опубликования программного предисловия Бальзака к «Человеческой комедии») один из очеркистов того времени, Жозеф Майнцер, обнаружил стремление к реалистической всеохватности изображения общественного бытия, когда призвал своих коллег «обозреть все 86 департаментов страны, опросить один за другим все классы общества от труженика до праздного вельможи, от рабочего, в поте лица добывающего кусок черного хлеба, до утопающего в довольстве фабриканта, от пастуха до пэра Франции, подняться по всем ступеням социальной лестницы».
Французский реализм существует в первую половину XIX в. как разветвленное, многообразное художественное направление.
Глава 1. Биография Бальзака. Анализ его произведений
БАЛЬЗАК, Оноре де (Balzac, Honore de — 20.V.1799, Тур — 18.VIII.1850, Париж) - сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины XIX в. Что же самое главное в его творчестве? Он писал, что до него изображали мужчин и женщин, он же изображает мужчин, женщин и вещи. На это последнее писатель обращал особое внимание, ибо вещи — это тот предметный мир, который окружает человека и свидетельствует о его социальном положении, об уровне его образования, о его культурных запросах, о его духовном облике и о том социальном мире, в котором он живет. Именно эта связь человека с социальными и временными координатами и является открытием реалистического искусства. Сам Бальзак писал, что человек связан с окружающим его миром, как устрица с той скалой, к которой она прилепилась[3]. Детство и юность его не были особенно радостными: отец, вечно занятый делами, женился, когда ему было уже 50 лет, на восемнадцатилетней девушке с весьма вздорным характером, которая едва ли любила своего мужа. Стремление преуспеть, приумножить состояние ловкими махинациями — вот та атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель. Персонажи-буржуа его будущих романов существовали рядом с ним. Кроме желания разбогатеть, семья отличалась еще одной специфической чертой, присущей многим его современникам: они хотели казаться аристократами, хотя не имели на это права. Бальзак — сын своего времени и поэтому смог так достоверно изобразить его. Успехами в учебе Бальзак не блистал. Директор Вандомского колледжа отмечал, что единственной его замечательной чертой было то, что в нем не было ничего замечательного. Директор был не прав: мальчик, не блиставший в классах, отличался невероятной жаждой знаний, это стремление знать как можно больше и в самых разных областях, совершенно не связанных с искусством и литературой, было присуще Бальзак на протяжении всей его жизни. Он был знатоком в области биологии, медицины, экономики, истории, математики, порой интересовался оккультными науками. О годах своего учения Бальзак вспоминал в автобиографической книге «Луи Ламбер» («Louis Lambert»). Когда Оноре закончил учение, родные решили, что он будет нотариусом, но юноша, увлеченный славой писателей-романтиков, решил, что и он вступит на это поприще. Ему был дан год, чтобы прославиться. Что могли знать о литературном труде в семье провинциального буржуа? Бальзак, как и его герой, Рафаэль де Валантен из повести «Шагреневая кожа», живет в мансарде, страдает от голода и холода, через год завершает трагедию в стихах «Кромвель» («Cromwell», 1820). Ни жанр (трагедия), ни форма (стихи), ни тема (история другой страны) не были бальзаковскими. Юноша потерпел полное фиаско, но не сдался, и, не имея поддержки родителей (на пустые занятия они денег не бросали), он уезжает в Париж, чтобы стать не только знаменитым, но и богатым писателем: дух времени сказывался не в одном стремлении к славе. В 1820-е гг. Франция была увлечена романами В. Скотта. Под его влияние подпал и начинающий Бальзак. Его произведения этого десятилетия — если не подражание, то прямое заимствование тем и сцен у знаменитого англичанина и его предшественников — создателей романов ужасов. Правда, позднее все это, изданное под различными псевдонимами, Бальзак никогда более не перепечатает. Хотя в это десятилетие он писал по пять четырехтомных романов в год и в день по одной главе (феноменальная работоспособность Бальзака не изменяла ему практически на протяжении всей жизни), богатство было от него по-прежнему далеко. Он решает стать еще и издателем. Но и это начинание не принесло желаемых доходов. Тогда он приобретает типографию и разоряется окончательно. Если бы не помощь отца, то быть бы ему в долговой тюрьме. С этих пор долги сопровождают его на протяжении всей жизни. Он мечтает (снова в духе времени) выгодно жениться. В 1833 г. Бальзак встречается с польской аристократкой Эвелиной Ганской, переписывается с ней то более, то менее интенсивно, ездит в Россию, чтобы еще теснее сблизиться, наконец, женится на ней в последний год своей жизни, но оказывается, что денег нет ни у нее (она думала, что знаменитый писатель богат), ни у него: последнее, что у него было, Бальзак приказал истратить на роскошный дом в Париже, куда он, уже еле двигающийся, привез свою немолодую, презирающую его за плебейское происхождение и неумение вести себя жену. Но нельзя сказать, что у писателя в жизни не было женщины, понимавшей и любившей его. В 1822 г. он познакомился с мадам де Верни. Она была настолько старше его, что досужие кумушки видели в нем поклонника ее дочери. Застенчивый юноша нашел в ней одновременно и мать (его родная мать им мало интересовалась), и возлюбленную. Именно она послужила прототипом главной героини романа «Лилия долины». Духовное развитие молодого Бальзака шло под ее влиянием, ей первой он читал написанное. Роман «Лилия долины» («Le Lys dans la vallee», 1838) очень важен в творческом развитии Бальзака: в нем воплотилось то идеальное нравственное и духовное начало, которое он не видел в окружающем мире, и вместе с тем тот грубый внешний мир — клерикальный, буржуазный, дворянский, который способен погубить все самое прекрасное в мире. 1829 г. стал переломным в его творчестве и потому — в жизни, ибо его жизнь, если он спал с шести вечера до полуночи, а остальное время занимала у него работа, определялась его творчеством. В этом году появились «Шуаны» («Les Chouans») — первый роман, который не был подражанием и для создания которого автор изучал те места, где происходили события, беседовал с очевидцами. Бальзак словно переродился: вместо жалкого подражателя появился автор литературной истории Франции XIX в., названной им «Человеческой комедией» («La Comedie humaine»).
Мысль о единой системе произведений возникла у Бальзака в 1833 г., когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе[4]. Так стала складываться «Человеческая комедия» с ее переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом — с маркизами д' Эспар, виконтессой де Босеан, графами де Ресто, герцогами де Гранлье, миром буржуа, представленным бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, миром военных — с генералом Монкорне, провинциальными аристократами, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке, героем каторги Вотреном и множеством других, которых, по замыслу Бальзака, должно было стать не менее 2—3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов («Etudes de moeurs»), куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, военной, сельской жизни; 2) философские этюды («Etudes philosophiques»); 3) аналитические этюды («Etudes analytiques »). Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьезного анализа общества. Философские этюды дают представление — в общем виде — об отношении автора к творчеству («Неведомый шедевр» — «Chef-d'reuvre inconnu»), страстям и человеческому разуму («Поиски абсолюта» — «La Recherche de 1'absolu»), размышлениям о «социальном двигателе всех событий» («Шагреневая кожа» — «La Peau de chagrin»). Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая ее подлинную сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем, он на это отвечал: «Если бы картины, нарисованные писателем, были фальшивы, критика обвинила бы его в клевете на современное общество; но коль скоро критика признает их правдивыми, стало быть, безнравственно не произведение».