1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
«…что всякая власть является насилием над людьми
и что настанет время, когда не будет власти
на кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости,
где вообще не будет надобна никакая власть».
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был начат в 1928 или 1929 г. Черновые тетради датированы писателем так: 1929—1931; 1928—1937; 1929—1938... Е. С. Булгакова предлагала считать: в 1928 г. роман задуман; возможно, сделаны выписки или наброски; с 1929 г. роман пишется.
Среди действующих лиц первой редакции не было Мастера и Маргариты. Это был «роман о дьяволе», сатирическая фантасмагория, сатирическая феерия, разрезанная вставной новеллой о Христе и Пилате — «евангелием от дьявола».
В начале 1930 г. Булгаков свой незаконченный роман сжег. 28 марта того же года писал в известном своем письме правительству СССР: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...» От сожженного романа остались предварительные черновики: две общие тетради с изорванными листами и небольшая пачечка листков (точнее, половинок разорванных по вертикали листков) третьей тетради.
В 1931 г. писатель ненадолго возвращается к отброшенному роману, переписывает несколько глав (тетради сохранились). Возможно, эту работу имеет в виду, когда пишет (в набросках неотправленного письма к И. В. Сталину): «А по ночам стал писать. Но надорвался...»
Эпиграфом к роману является фраза из трагедии «Фауст»: «…так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». В романе Булгакова не раз еще будет проведена параллель с «Фаустом» и не раз будет упомянут сам Гёте. Например:
«Вон группа брокенских гуляк» (Коровьев, Глава 23). Брокен – вершина в горах Гарца, на которой, по немецким народным поверьям, собирались ведьмы и колдуны. Сюда в «Фаусте» в Вальпургиеву ночь Мефистофель приводит Фауста.
Или:
«В густейшей зелени сидело несколько парочек с бокалами, да еще бродил одинокий человек, с любопытством изучающий отчаянно орущих на всех языках попугаев.
Человек этот оказался директором театра Гёте, и ему Маргарита успела послать только обольстительную улыбку и одну фразу – что-то о попугаях».
Мир потусторонних сил в романе «Мастер и Маргарита» возглавляет Воланд – дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). Само имя Воланд взято из «Фауста», где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: «Дворянин Воланд идет!»
Воланд появляется «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» в тот момент, когда между поэтом Иваном Бездомным и редактором литературного журнала Михаилом Александровичем Берлиозом происходит беседа по поводу новой поэмы Ивана о Христе. Берлиоз объясняет Бездомному, что в своей поэме Иван должен доказать, что никакого Христа на самом деле не существовало. «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав, ничего нового, точно также создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…»
Берлиоз пытается доказать появившемуся Воланду (даже не подозревая о том, с кем разговаривает), что жизнью управляет сам человек, а не какие-то силы свыше. То есть Берлиоз не верит в существование Бога, а значит, не верит и в существование Дьявола – Воланда. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними свершится не по законам Добра, они предстанут перед судом преисподней. В сложившейся ситуации со злом бороться следует силам Зла, чтобы восстановить справедливость.
2 Антитеза добра и зла в романе «Ночной Дозор»
2.1. Образ Антона Городецкого как борца за соблюдение условий Договора
«Мы – Иные, Мы служим разным силам,
Но в сумраке нет разницы между отсутствием
тьмы и отсутствием света.
Наша борьба способна уничтожить мир.
Мы заключаем Великий Договор о перемирии.
Каждая сторона будет жить по своим законам,
Каждая сторона будет иметь свои права.
Мы ограничиваем свои права и свои законы.
Мы – Иные. Мы создаем Ночной Дозор,
Чтобы силы Света следили за силами Тьмы,
Мы – Иные. Мы создаем Дневной Дозор,
Чтобы силы Тьмы следили за силами Света. Время решит за нас».
С.В.Лукьяненко. «Ночной Дозор» (Договор)
Ночной Дозор – это организация Иных (которые некогда были людьми), призванных охранять человечество от сил Тьмы (Зла) и блюсти Договор, заключенный с Дневным дозором, чья миссия противоположна миссии Ночного Дозора.
Главный герой романа – Антон Городецкий, Иной. Будучи человеком, Антон вёл самую обычную человеческую жизнь, получил образование программиста, но в возрасте 25 лет стал Иным, так как обладал сильной аурой и заинтересовал «шефа» Ночного Дозора. Антон, войдя, в состав Ночного Дозора, научился переходить мира, в котором жил, в мир Тьмы. Это требовало огромных затрат энергии, но этого требовала работа – борьба за соблюдение условий Договора. Антона, еще молодого Иного, шеф Ночного Дозора считает перспективным борцом (оперативником) и испытывает не только в стандартных ситуациях, но и в непредвиденных.
2.2 Противостояние Добра (Света) и Зла (Тьмы) в «Ночном Дозоре».
«К сожалению, Егор, Зло сильнее
по своей природе. Зло – деструктивно.
оно разрушает куда легче,
чем Добро создает».
С.Лукьяненко. «Ночной Дозор»
«Сумрак меняет вошедшего. Это иной мир, и он делает из людей Иных. Сумрак – бурная река, которая течет во все стороны сразу». Эти слова Антон Городецкий говорил Егору – 13-летнему мальчику, в котором один из лучших работников Ночного Дозора заметил необыкновенную силу, способность мальчика стать Иным. Иными могут быть как представители сил Света, так и те, кто на стороне Тьмы. Задачей Антона Городецкого было не допустить переход мальчика на сторону сил Тьмы – стать представителем Дневного Дозора.
«Тихая, тихая музыка… Невидимые враги. Может быть, они уже рядом. Просто он их не видит. Не умеет смотреть. А вампир сидит рядом и усмехается, глядя на наивного пацана, готовящегося к обороне. И не страшна им осина, не пугает чеснок. Как воевать с невидимкой?». Вампиры заманивают интересующих их людей музыкой, музыкой, которую слышат только потенциальные Иные – целесообразно будет назвать их Избранными. Музыку эту не слышат обычные прохожие – только люди, обладающие сильной аурой. Одним из таких оказался Егор. От первой атаки обезумевшей вампирши Антон Городецкий смог спасти мальчика. По идее, Егор должен был забыть все то, что случилось с ним ночью, когда он впервые услышал музыку, зовущую его в мир Тьмы, или запомнить это как страшный сон, а не как реальность. Но мальчик обладал такой огромной силой, что смог не просто запомнить все произошедшее, но даже попытался бороться с преследующими его вампирами – натер шею чесноком, нашел осиновую палку. Следует отметить, что Сергей Лукьяненко в своем романе отмечает, что в борьбе с силами Тьмы не помогает ни чеснок, ни осина. Как известно, версию о том, что вампиры боятся чеснока и осины, представил в своем романе Брэм Стокер. Подобное предположение было и в серии рассказах о вампирах Алексея Толстого. Автор «Ночного Дозора» считает, что все это не более, чем выдумки фантастов и признает только необычную реакцию домашних животных на присутствие Иных.
Вампирша, похитившая мальчика (после первой атаки она пришла за ним во второй раз), тоже когда-то была обычным человеком, жила обычной жизнью. Так же, как и Егор, она однажды услышала чарующие звуки музыки и пошла по направлению к звучащей мелодии. Ее спасти представители Ночного Дозора не смогли, и она стала вампиршей – перешла на сторону Тьмы, причем не по собственной воле. Укус вампира – и она уже живой мертвец. В этом и состоит главное противостояние сил Зла и сил Добра – силы Зла не спрашивают потенциальных Иных о том, хотят ли они перейти в другой мир, мир Иных, а силы Добра считают своим долгом посвятить избранных в том, что их ждет на той стороне жизни.
В романе представлено описание того, что происходит с людьми, над которыми нависает проклятие. Антон, обладая сверхъестественными способностями, видит, как практически над каждым человеком колышется небольшая черная лунка – лунка, которую, иногда сам того не желая, направляет кто-либо своим проклятием или парой неосторожных слов. У кого-то начинается мигрень, кто-то чувствует слабость, усталость, становится раздражительным – все это происходит из-за излишней несдержанности окружающих или воздействия сил Зла на человека.
Однажды в метро Антон заметил, как над молодой девушкой нависла черная воронка – не просто лунка, которую сотрудники Ночного Дозора могли бы легко нейтрализовать, а воронка, обозначающая скорую смерть молодой девушки. Это могло быть только проклятием, причем проклятием либо близкого человека (например, матери, которая, кстати, попадала под подозрение сотрудников Ночного Дозора), либо Мага. Воронка обладала настолько большой силой, что могла не только привести к смерти девушки, но и к огромной катастрофе, от которой пострадало бы все человечество, и самое страшное – в том, что людям не дано узнать о приближающейся опасности и, тем более, предотвратить ее. Когда опасность только приближается, человек чувствует ухудшение здоровья, в коллективе людей накаляется обстановка. Сама же опасность воплощается в землетрясениях, пожарах, наводнениях, извержениях вулканах и других самых разнообразных бедствиях, причем как природного, так и антропогенного (имеющего человеческую природу) происхождения. Все это – творение сил Зла, сотрудников Дневного Дозора. Призвание сотрудников Ночного Дозора – нейтрализовать лунку, а сделать это можно только либо найдя Мага, наславшего проклятие, либо найдя причину проклятия, с чем Антон благополучно справляется, не только спасая все человечество и девушку в том числе, но и утверждая себя как достойного сотрудника Ночного Дозора – достойного борца с силами Зла, несмотря даже на то, что силы Зла потенциально сильнее сил Добра.