Смекни!
smekni.com

Архетипический сюжет о Христе и Антихристе и его реализация в русской литературе (стр. 1 из 4)

Министерство образования Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Институт филологии и языковых коммуникаций

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории литературы и поэтики

Реферат на тему:

«Архетипический сюжет о Христе и Антихристе и его реализация в русской литературе»

Выполнила: студентка группы Ф-13,

Чиханова Елена

Проверил: Васильв В.К.

Красноярск

2008

Сюжет о Христе и Антихристе как сюжет-архетип

Термин «архетип» предложен К.Г. Юнгом для характеристики содержания «коллективного бессознательного». В связи с этим следует говорить об изначальных идеях, мотивах, образах, которые «имеют свое происхождение в архетипе» и «которые неожиданно обнаруживаются повсюду». Структурные архетипические модели лежат в основе устной и письменной культуры от архаичной мифологии до литературы сегодняшнего дня. Наличие архетипической структуры в том или ином произведении отнюдь не очевидно даже для специалиста. Между тем, описание архетипического дает ключ к скрытым (бессознательным) смыслам текста, которые невозможно постигнуть иными путями и без понимания которых текст фактически остается непрочитанным.

Жизнеописание Христа носит канонический характер, оно описано, прежде всего, в Четвероевангелии. Сложнее обстоит дело с сюжетом об Антихристе. Библейские тексты не дают сколько-нибудь цельного жизнеописания человека, рожденного противником Бога. В законченном виде сюжет об Антихристе сложился частью в библейских текстах, частью – экзегетике и апокрифической литературе. Он сформировался как некий антитекст по отношению к сюжету о Христе. Мотивы данных сюжетов представляют собою совокупность бинарных оппозиций.

Само имя Антихриста – отрицание имени Христа.

Христос пришел на землю, чтобы искупить первородный грех, совершенный Адамом и Евой. Искупитель – одно из его имен. В жертвенной смерти Христа человечество восстало и вновь обрело бессмертие. Христос искупает последствия грехопадения уже тем, что сам рождается вне плотского греха – от непорочного зачатия. Все варианты рождения Антихриста: 1) «отъ жены жидовки, отъ колена Данова» (в Апокалипсисе колено Даново исключено из числа «запечатленных» колен Израилевых, т.е. тех, кому суждено спастись); 2)от монахини; 3)от блудницы; 4)от инцеста – в сущности, сводятся к одному: он рождается не просто от плотской, но от блудной, греховной, незаконной связи.

Христос – богочеловек, пришедший, чтобы дать человечеству возможность спасения, жизни вечной. Антихрист – человек, пришедший в конце времен, чтобы навеки погубить поддавшихся искусу и последовавших за ним.

Христос - подлинный учитель («А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос»[Матф.23,8]), он пришел в мир, чтобы открыть Истину и указать Путь.(«Иисус сказал ему: я есмь путь и истина жизнь»[Ио.14,6]). Антихрист, претендующий на роль Христа, его место и власть над душами людей, выступает в роли обуянного гордыней самозванца и ложного двойника Христа. Антихрист – человек в маске добродетели (а потому его явление миру и человеку есть тайна!).

Дьявол есть «искони человекоубийца» [Ио.8,44]. Его посланник Антихрист, отвергая Итину и утверждая насилием свое ложное учение, сделает так, что убит будет каждый, кто не поклонится образу зверя. Если Христос дал человечеству закон, главнейшая заповедь которого – «не убий», то Антихрист – человек вне закона. Он не только провозглашает убийство, но в принципе отвергает все заповеди Христа. Гордыня – основная черта в образе Антихристе; обольщение, проповедование лжи, убийство – основные сюжетные функции, закрепленные за ним. Отношения Христа и Антихриста определяет непримиримый нравственный, духовный конфликт, заканчивающийся победой Христа.

Христос и Антихрист воплотили два различных пути на земле. Христос – путь святости, спасения и истины. Рожденный от блуда Антихрист – путь лжи, заблуждения и гибели. Путь антихриста есть восхождение к власти. Его жизнеописание включает в себя следующие основные элементы:

- рождение от блудной, греховной, незаконной связи;

- ложь, обольщение, убийство в борьбе против Христа за власть над душами людей;

- смерть – возмездие Божие за зло, свершенное на земле (самоубийство – один из вариантов такой смерти)

Архетипический сюжет о Христе и Антихристе определил сюжетную типологию «золотого века» русской литературы и последующего за ним века ХХ.

Жизнеописание князя Святополка

Образ Святополка специфичен. Греховность Святополка не только предопределена его функцией агиографического героя-злодея, но изначально присуща ему. Святополк – злодей по своей природе, он отмечен «дьявольской печатью» от рожденья.

Святополк рожден от монахини-гречанки, которую привел на Русь и отдал в жены («красоты ради лица ея») сыну Ярополку князь Святослав. Ярополк был затем убит в междоусобной борьбе за киевский престол братом Владимиром. Он взял и жену убитого брата, уже беременную Святополком.

Таким образом, преступный князь не волен в своей греховной сущности. Вина лежит на его матери-монахине (для монахини нет дороги в мир, великий грех для нее отступить пути Божьего, зачать и родить ребенка), иноплеменнице-гречанке, расстриженной Ярополком. «От греховьнаго бо корени золъ плодь бываеть: понеже бе была мати его черницею», - пишет автор Лп. о его рождении. Кроме того, у Святополка два отца, они же два брата, и один из них убил другого. «И бысть отъ дъвою отьцю и брату сущю».

Святополк рожден в блуде («Володимеръ залеже ю не по браку, прелюбодейчичь бысть убо»), в великом грехе и зле. Так рождается злодей-убийца. От рождения он лишен выбора между добром и злом. Его участь – делать зло («Золъ бо человекъ, тщася на злое, не хужи есть беса; беси бо Бога боятся, а золъ человекъ ни Бога боится, ни человекъ ся стыдить; беси бо креста ся боять Господня, а человекъ золъ ни креста ся боить»). Природное состояние Святополка – грех (= «болезнь»). И сам он осознает это.

Мотив рождения от блуда предопределяет зло в характере героя, объясняет его злые поступки, греховные поступки и действия (братоубийство), злую судьбу.

Зло обнаруживается в преступных замыслах и деяниях князя. Захватив великокняжеский стол, он подкупает и задабривает киевлян. «…и съзва кыяны, и нача даяти имь имение. Они же приимаху, и не бе сердце ихъ с нимь, яко братья ихъ беша с Борисом». Свои истинные намерения Святополк прикрывает лживыми словами. Он призывает Бориса в Киев, обещая ему мир и соблазняя прибавлением наследства: «Каиновъ смыслъ приимъ, посылая к Борису, глаголаше, яко «С тобою хочю любовь имети, и къ отню придам ти»; а льстя под нимъ, како бы и погубити». «Льстьно, а не истину глаголя », - заключает и автор Ск. Зная, что Глеб послушлив родителю, Святополк призывает его в стольный град от имени уже мертвого отца. «Святполкъ же оканьный помысли въ собе, рекъ: «Се убихъ Бориса; како бы убити Глеба?». В своих деяниях Святополк – лжец, обольститель и убийца. Этими способами он пытается осуществить свою изначальную «высокоумную» (гордую, дьявольскую) мысль – захватить власть в Киевской Руси.

За злой жизнью следует и злая смерть героя. Смерть Святополка – наказание («возмездие») от Бога. Ярослав, разгромивший его, в данном случае – орудие Божьей мести. Ярослав молится о наказание братоубийце: «…да будеть отместьникъ Богъ крове братья моея <…> суди ми, Господи, по правде, да скончается злоба грешнаго».

Бог преследует злодея-убийцу, проклятого от рождения, и гонит его до самой могилы. Святополк гибнет именно так.

Жизнеописание Святополка представляет из себя сюжет, в структуру которого входят три связанных между собою причинно-следственной связью мотива:

- рождение от блуда;

- злая судьба (трагическая, так как герой не властен над ней, он не в силах избавиться от тяготеющего над ним проклятия – греха своих родителей);

- злая смерть(«возмездие» Божье).

Роман И.С. Тургенева “Новь”. Жизнеописание Нежданова

Главный герой – Алексей Дмитриевич Нежданов. Его жизнеописание и составляет центральную сюжетную линию романа. Он – незаконнорожденный. Его происхождение – «то горькое, что он всегда носил, всегда ощущал на дне души». С рождением Нежданов поставлен в «фальшивое положение» и всегда помнит об этом. Каждое напоминание о его незаконном рождении вызывает у него болезненную реакцию.

Нежданов – изгой. «Паклин недаром обзывал его аристократом; все в нем изобличало породу: маленькие уши, руки, ноги, несколько мелкие, но тонкие черты лица, нежная кожа, пушистые волосы, самый голос, слегка картавый, но приятный». Несмотря на это Нежданов не принадлежит миру своей аристократической семьи, богатого дворянства. Отец «устроил его судьбу...» Нежданов получил университетское образование. «Сам он желал сделаться юристом; но генерал, отец его, ненавидевший нигилистов, пустил его «по эстетике» <...> то есть по историко-филологическому факультету». «Он негодовал на своего отца за то, что тот пустил его «по эстетике»; он явно, на виду у всех, занимался одними политическими и социальными вопросами, исповедовал самые крайние мнения (в нем они не были фразой!)». То есть сделался тем же нигилистом, которых ненавидел отец. Отсюда несложно уяснить, каковы же внутренние отношения между отцом и его случайным отпрыском.

Для Нежданова же мир дворян, аристократов не просто чужд, но враждебен. В доме Сипягиных он знакомится с господином «настоящим петербургским «гранжаром» высшего полета». Уже при первой встрече, в разговоре за обедом с «блестящими особами», Нежданов «внезапно <...> в Калломейцев почувствовал враг!». Отношения между «либеральным» Сипягиным (либерализм его – всего лишь маска) и «красным» Неждановым, которого он необдуманно пригласил в свой дом в качестве учителя, закономерно кончаются разрывом. Марианна, покидая родственников вместе с Неждановым, заявляет своей тетушке: «Разве между вашим домом и мною не целая бездна, бездна, которую ничто, ничто закрыть не может?». Нежданов вполне мог бы повторить за ней эти слова.