Третья часть — «Аналитические исследования» (задумано 5 — осуществлено одно произведение: «Физиология брака»).
К сожалению, это грандиозное произведение Оноре де Бальзаку так и не удалось завершить до конца.
Конец 1820-х и начало 1830-х гг., когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Романтики звали от жизни, как она есть, к жизни, какой она должна быть. Консервативные романтики, идеологи погибающей аристократии взывали к средневековью, к «гению христианства», к аристократической монархии. Радикальные романтики, идеологи радикальной мелкобуржуазной демократии — к демократической республике, к «республике милосердия» (В. Гюго), к утопическому социализму (Ж. Санд). Бессильные осуществить свою классовую волю на основе реального соотношения социальных сил, романтики взывали к консервативному прошлому или проецировали утопическое будущее.
Большие романы в европейской литературе к приходу Бальзак имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя («Жиль-Блаз» Лесажа, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) или одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо) и исторический роман (Вальтер Скотт). Исторический роман был самосозерцанием в зеркале истории в дни её будней. Теперь буржуазная личность больше не одинока и не изолирована: переживания буржуа — это то, что «происходит повсюду».
Бальзак хочет показать «типизированную индивидуальность» и «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего Французского народа, всей Франции. Это не легенда о прошлом, а картина настоящего, портрет буржуазного общества стоит в центре его творческой цели. Если можно и должно уделить внимание истории, то лишь тем её страницам, на которых написана запись о политическом рождении буржуазного общества, о её героических юношеских буднях. Буржуазное господство родилось в огне гражданских битв и революционных войн. «Сцены из военной жизни», которые по замыслу автора должны были заполнить целых 25 книг «Человеческой комедии», были бы посвящены этим героическим деяниям буржуазии. «Солдаты республики» (Les soldats de la République), «Ваграмская равнина» (La plaine de Wagram), «Москва», «Последнее поле битвы» (Le dernier champ de bataille) — таковы темы этих исторических романов.
Но героические дни — для буржуазии её прошлое, от которого она все больше отходит. Её знаменоносец сейчас банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Исторический замысел Бальзак остаётся в своих главных частях неосуществлённым. Буржуазия самоутверждается. Она и её писатель поглощены своим историческим настоящим. Нет у Бальзака ни необходимых красок, ни пафоса для воскрешения тех героических дней и дел.
Кроме романов Оноре де Бальзак написал и ряд драматических произведений, но большая часть его драм и комедий не были поставлены в театре, а те которые были поставлены – не имели особого успеха.
Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или иной профессии. К примеру: В романе «История величия и падения Цезаря Биротто» (1837) —речь идет о торговле; в романе «Прославленный Годиссар» (1833) —о двигателе торговли, рекламе; роман «Утраченные иллюзии» — это роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) — роман о финансовом мошенничестве, и различных банковских аферах.
В обществе, каким его видит и изображает Оноре Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, персонаж, который впервые появляется в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему своему (такие, как например, главные герои романов «Сельский врач»(1833) «Сельский священник» (1839). Люди слабые, безвольные, такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают тяжелых тягот и испытаний, и в конце концов сдаются и погибают.
Излюбленная тема Бальзака – яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город, и делающий себе карьеру ценой своей духовной и нравственной гибели – любимейший образ Бальзака. Таков Растиньяк из романа «Отец Горио», таков Люсьен Шардон из романа «Утраченные иллюзии». Его женщины, в большинстве своем такие же холодные эгоистки, думающие только о себе, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины – в большинстве своем похотливые мужчины, самцы. Если Бальзак и создает чистую девушку как Евгения Гранде, то только для того, чтобы показать, как самое чистое сердце в атмосфере современной жизни черствеет, вытравляется, как пропадает искреннее чувство и трогательная любовь.
Бальзак был общепризнанным отцом натурализма и реализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи. Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.
Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит малость пессимистический характер. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача – собирать документы о людях и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что «Человеческая Комедия», это тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Возможно, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешенными погонями за благами жизни, телесным наслаждением и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.
Знаменитая современница и друг Бальзака Жорж Санд писала о нем: «Благодаря ему нашу эпоху впоследствии будут знать как ни одну другу… Мы знакомим наших детей со страницей прошлого, восстановленного усилиями серьезных ученых, - таков Рим эпоха Августа». Придет день, когда, создавая исторические труды подобного рода, ученых назовут их «Франция Времен Бальзака», и эти труды окажутся куда более ценными, ибо они будут почерпнуты из первоисточника/
Оноре де Бальзак был особенно популярен среди лиц женского пола, благодаря четкому проникновению его в женскую психологию. В этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная. Ее звали Лора де Берни, и она была старше Оноре на целых 22 года.
Бальзак получает от читательниц восторженные письма. Одной из таких корреспонденток, написавшей ему в 1833 письмо за подписью «Иностранка», была польская аристократка, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская). Между романистом и тайной почитательницей его таланта завязалась переписка (она была издана к столетию со дня рождения Бальзака). Они несколько раз встречались, между прочим, в Петербурге, куда он приехал в 1840 году. Когда муж Ганской скончался, Бальзак сделал ей предложение выйти за него замуж. Эвелина приняла его. Но по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и для жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его. Бальзаку всего несколько месяцев осталось для наслаждения семейной жизнью, счастьем, и достаточно обеспеченным существованием.
За полгода до смерти Бальзак писал другу, что счастье слагается из мужества и труда, что энергия и особенно иллюзии всегда его выручали. Речь шла о надеждах на полную свободу, женитьбу, возвращение здоровья. Но в иные моменты он понимал: «счастье, избавление, свобода всегда будут только маячить впереди».
Лучшее из существующих изображений Бальзака – знаменитая статуя работы Родена, где в камне запечатлена безмерность творческого порыва. Описание этой статуи сделано австрийским поэтом Р.М.Рильке. «Роден увидел широкую, ступающую вперед форму, терявшую свою увесистость в складках плаща. Из мощного затылка словно рос кустарник волос, и, откинувшись в их гриву, лежало лицо. Оно смотрело. Оно было зачаровано созерцанием. И, казалось, покрыто потом творчества. Лицо стихии. Это был Бальзак в избытке своего плодородия. Родитель целых поколений, расточитель судеб. Это было человек, которого глаза, казалось, не нуждаются в предметах. Если бы мир был пустой – его взоры родили бы в нем вселенную».