Смекни!
smekni.com

Василий Жуковский, его жизнь и творчество (стр. 2 из 2)

В 1818 году он был избран в Российскую Академию наук, а несколькими месяцами раньше стал почетным членом Вольного общества любителей российской словесности. Он был свидетелем не только декабрьского восстания, но и всей многообразной эпохи декабризма, всячески старался облегчить участь декабристов, хотя и не разделял их радикальных взглядов. Сопровождая наследника российского престола в его путешествиях по стране и за рубежом, Василий Андреевич воспитывал в своем ученике «чувства добрые», старался привить вкус к гуманитарным наукам и гуманным чувствам. Трудно переоценить в этом смысле Жуковского-воспитателя: тут играли роль не только его выдающийся поэтический талант и многообразие знания, но и подлинность чистейшей натуры, притягательность «небесной души».

Следишь за его жизнью, и становится невыразимо жаль Жуковского, из-за какого-то постоянного сиротства и одиночества, охватывавшего его душу. Какой надо было обладать внутренней силой натуры, чтобы вынести все это, выстоять. Поистине он был поэтом божьей милостью. В 1823 году в Дерпте умерла во время родов М. А. Мойер (Маша Протасова), через несколько лет в Ливорно, от чахотки, умирает ее сестра А. А. Воейкова, тоже весьма близкий Жуковскому человек. Василий Андреевич находит утешение лишь глубоко уходя в творчество и милосердную деятельность. Легко понять и усиление мистических настроений в его натуре. Душа его начинает тяготиться многочисленными обязанностями.

Казалось, жизненный круг его замкнется на полном одиночестве. Но неожиданно, уже в преклонном возрасте, он согрет чувством неподдельной любви к нему юной девушки, дочери его друга — художника Рейтерна . А 1841 году он женится на Елизавете Рейтерн и двенадцать последних лет жизни проводит в Германии. Жена родила ему двух детей: дочь Александру и сына Павла. В эти годы Василия Андреевича глубоко интересует античность. И из ого переводов главным становится «Одиссея» Гомера. В этом переводе мы видим не привычного нам Жуковского. Откуда эти душевные мучения в конце его жизни. Так расходящиеся с обычными представлениями о нем. Все это психология поэта, его «русская совесть».

В конце жизни он мечтал вернуться на родину. А. И. Кошелев в своих «Записках», вышедших в Берлине в 1884 году, рассказывает о встречах с поэтом в Баден-Бадене в 1851 году. Жуковский, пишет Кошелев, хотел вернуться на родину и поселиться вместе с семьей в Москве. Он пристрастно расспрашивал о московской литературной жизни об, умонастроении молодежи. С Москвой были связаны многие лучшие воспоминания юности, тепла и бескорыстия первоначальной дружбы, молодых надежд, первых литературных успехов.

На родину он так не смог вернуться. В конце жизни почти совсем ослеп.

Умер Василий Андреевич Жуковский в Баден-Бадене весной 1852 года. Прах его через некоторое время был перевезен в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре, рядом с могилой Карамзина Н.М.


3. Заключение

Жуковский один из корифеев русского сентиментализма и основоположник романтизма в отечественной поэзии, утвердил в ней, прежде всего жанр романтической баллады в сочетании с элегией и дружественным посланием.

Он был романтиком в самом высоком смысле этого слова. Духовные родники всю жизнь питали его творчество. Теплое течение, возникшее в героической и творческой русской поэзии на заре XIX века, наверно можно определить как лиризм Жуковского. Внучатый племянник Василия Андреевича, замечательный русский критик Иван Васильевич Киреевский писал: «Вся поэзия жизни, все сердце души, если можно так сказать, явилось нам в одном существе и обреклось в пленительный образ музы Жуковского». Он же видел в творчестве поэта «идеальность, чистоту и глубокость чувств, веру в прекрасное, в неизменность дружбы, в вечной любви, в достоинство человека…» .

Русская поэзия в самой большой степени обязана Жуковскому появлением в ней раннее не существующих метрических размеров.

Надо сказать, что одним из опорных слов и понятий Жуковского и в прозе и в поэзии было понятие Добродетели. Идея самопожертвования пронизывала все его существование. Он как бы всю жизнь познает себя.


4. Литература:

1. Сочинения В.А. Жуковского (под ред. П.А. Ефремова)Спб 1956 г.

2. Литературная критика 1800 – 1820-х годов. М., 1980 г.

3. Собрание сочинений в 4-х томах М-Л. 1959 – 1960 г.

4. В.А. Жуковский. Стихотворения, поэмы, проза. М., 1983 г.