Смекни!
smekni.com

Влияние частушки на формирование поэзии С.А. Есенина (стр. 2 из 2)

Но после 1917 года Есенин не создает стихов с подобными ритмами. И лишь только в 1925 году у него вновь звучат частушечные мотивы. С чем связан такой длительный перерыв?

У меня есть на этот счет предположения, в связи с которыми Есенин перестает использовать частушечный ритм.

Во-первых, это личностно-бытовые причины (женитьба в 1917 г. на З. Н. Райх). Есенина «затягивает» круговорот домашнего быта, неустроенность в материальном плане, появляется новая забота – дети. У Есенина наступает серьезный период жизни, связанный с обязательствами перед семьей. Может, поэтому у него исчезает частушечный ритм в стихах, поскольку частушка – это, прежде всего, молодецкая удаль, размах, особая веселость, юмор. А Есенину в то время было далеко не до «веселья»!

Но даже разведясь с Райх в 1918 г., Есенин не возвращается к частушечному ритму в своих произведениях. А что же теперь? А теперь, как говорил сам Есенин в своей автобиографии в 1924 г., «В 1918 году я с ней расстался (с З. Райх), а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Бесарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.

В 1921 году я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании».

Какой вывод можно сделать из этого? Есенин находился в водовороте событий, находился вдалеке от Родины, от тех родных мест, где поэт получал подпитку для своего вдохновения. Он был далеко от своих родных березок, шелест листьев которых заставлял биться его сердце по-другому, навевал «веселую тоску», под впечатлением которой Есенин и писал свои полные раздолья и молодецкого размаха стихи. Он не слышал и журчанье вод реки Оки, которая как бы прокладывала дорогу от души поэта к листку бумаги, на который он и выплескивал частичку своей души, выраженной в стихотворении.

Этим и объясняется серьезность и даже трагизм стихов, которые Есенин писал в этот период. К ним относятся такие циклы, как «Персидские мотивы», «Москва кабацкая», «Любовь хулигана». Стихи из этих циклов отличаются от других стихов Есенина, которые были написаны раньше своей светлой грустью, разочарованием в прожитой жизни.

Нов 1925 г. Есенин снова в своих стихах возвращается к частушечному ритму. Он наблюдается в таких стихах: «Сыпь, тальянка…», «Эх вы, сани! А кони, кони!», «Слышишь, мчатся сани…». В них снова звучит русская родная удаль, размах:

…Эх, бывало, заломишь шапку,

Да заложишь в оглобли коня.

Да приляжешь на сена охапку, -

Вспоминай лишь, как звали меня!..

А в чем же причина этого возвращения? В 1925 году Есенин писал в своей автобиографии: «В смысле формального развития, теперь меня тянет все больше к Пушкину». А что такое поэзия Пушкина? Это простота и глубина слова, которую и выражает Есенин в своих стихах с частушечными ритмами. Например, у Пушкина:

…Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…

А у Есенина:

…Буря воет, буря злится

Из-за туч луна, как птица…

Также в 1925 г. Есенин создает уже давно задуманный цикл зимних стихов. Жена Есенина, С. А. Толстая, вспоминала: «Осенью 1925 г., вскоре после возвращения в Москву из Баку, Есенин несколько раз говорил о том, что он хочет написать цикл стихов о русской зиме». В течение трех месяцев, почти до самой своей смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал 12 стихотворений, в которых отразилась красота русской зимней природы. А почему именно зимней?

Да потому что только зимой ярко видно русское раздолье и удаль. Произнося слова «раздолье», «размах», «свобода» - мы представляем вихрь белых снежинок, который, не зная покоя, кружит, то поднимаясь, то опускаясь, и не видно конца этому «белому танцу»:

…Слышишь – мчатся сани,

Слышишь – сани мчатся,

Хорошо с любимой

В поле затеряться.

Ветерок веселый

Робок и застенчив,

По равнине голой

Катится бубенчик.

(«Слышишь – мчатся сани…»1925 г.)

Но не только разухабистое веселье слышится в этих «зимних» стихах. Как и в любых частушках-страданиях, в них звучит «страдательный» мотив:

Не криви улыбку,

Руки теребя, -

Я люблю другую,

Только не тебя.

Ты сама ведь знаешь,

Знаешь хорошо –

Не тебя я вижу,

Не к тебе пришел…

Я сознательно записала эти стихи не построчно, как дается в сборнике стихов, а частушечным рядом, чтобы ярче выразить их сходство с частушками. Есенин и сам писал частушки. Очень известны были частушки о поэтах, которые он иногда читал своим коллегам по перу. Эти частушки показывают, насколько Есенин овладел мастерством сложения частушек. В них звучит и мягкий юмор, и острое слово:

Сделали свистулечку

Из ореха грецкого.

Веселее нет и звонче

Песен Городецкого.

Шел с Орехова туман,

Теперь идет из Зуева.

Я люблю стихи в лаптях

Николая Клюева.

А из тех частушек, которые собрал Есенин, некоторые живут и до сих пор. Они шаловливые, меткие, острые:

Мой миленочек арбуз,

А я его дыня.

Он вчера меня побил,

А я его ныне.

И по сей день у нас на селе слагают и поют частушки. Вот некоторые из собранных местной жительницей Филатовой Л. А.:

Выхожу и начинаю

Потихонечку дробить.

Настроение такое:

У кого-нибудь отбить.

На суку сидит ворона,

Кормит вороненочка.

У какой-нибудь растрепы

Отобью миленочка.

Константиновски ребята

Из себя чего-то гнут.

Из реки воды напьются,

Словно пьяные идут.

Константиновски ребята,

Как лягушки квакают.

Целоваться не умеют,

Только обмуслякают.

Таким образом, завершая свою работу, я могу сказать, что первым шагом в приобщении Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке, и создание на их основе собственных произведений. Поэзия Есенина начинается там, где фактически кончается фольклор. «В каждой строчке песня» - признается поэт. Едва ли можно сказать более точно. В каждой строчке сказывается художественный опыт народа, а в целом песенная лирика Есенина вполне самостоятельно обходится без прямых и косвенных заимствований. Зрелый Есенин стоит «в ряду крупнейших поэтов ХХ столетия, отразивших всю сложность и противоречивость духовного мира современного ему человека, неизбежно в той или иной мере связано с деревней, народом и его культурой, и поэтому не миновала сильных фольклорных влияний».

Литература

1. Собр. сочинений. Автобиография С. Есенина. Том 5. 1979г. стр.222.

2. Фольклорные традиции в поэзии Есенина 1924-1925 гг. стр.109

3.С.А.Есенин. Собрание сочинений в 7 томах. М.1990г.

4. Архипова Л.А. «У меня в душе звенит тальянка…» Челябинск 2002г.