Начав трактат в 1897 году, Толстой закончил его в следующем году. Статьи же об искусстве он начал писать значительно раньше, еще в 1882 году они являлись подготовительным этапом к этой большой работе. В. В. Стасов как никто сочувствовал работе Толстого над трактатом и присылал ему горы книг по вопросам искусства.
В трактате «Что такое искусство?» Толстому хотелось объяснить, что надо понимать под настоящим искусством, чем оно стало в настоящее время и каким должно быть. Он пытался рассмотреть роль искусства на отдельных этапах истории человечества. Разбирая различные определения искусства, Толстой категорически возражал против распространенных в то время идеалистических взглядов, что искусство является проявлением идеи, духа, воли бога.
«Что же такое искусство?» - задавал Толстой вопрос и отвечал на него: «Искусство есть одно из средств общения людей между собой». Особенность искусства, по его мнению, заключается в том, что оно способно заражать чувствами других людей. Художественное слово, музыка, картина, статуя заставляют испытывать человека радость, или страдание, или наслаждение, или бодрость, или грусть. Если искусство этого достигает, то оно есть настоящее искусство[10,207].
Толстой восстал против тех, кто говорил, что большое искусство не понять рабочему народу. Настоящее искусство всегда понятно простому народу. Недоступно содержание искусства праздных классов, так как оно бедно, оторвано от интересов широких масс, оторвано от трудовой жизни. То, что у богатых классов вызывает наслаждение, у человека труда может вызвать недоумение и даже презрение.
В понимании Толстого искусство — это духовный смысловой орган человечества, содействующий нравственному развитию каждого человека и всего человечества[12,78].
Искусство в понимании Толстого — это орудие общения, единения, то есть движения человечества к совершенству. С помощью искусства человек познает предшествующий опыт умственной деятельности человечества, может испытать «лучшие» чувства, которые испытывают «лучшие» люди. «И как происходит эволюция знаний..., так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства» [8,стр.168].
На рубеже 70—80-х годов происходит перелом в жизни и мировоззрении Толстого. Он окончательно порывает с дворянским классом, переходит на позиции патриархального крестьянства, начинает проповедовать нравственное самосовершенствование. Именно в эти годы стремление окончательно выяснить назначение и специфику искусства заставляет Толстого приступить к специальному, глубокому и всестороннему изучению проблемы. Эта работа продолжалась 15 лет и привела к созданию в 1898 г. гениального трактата «Что такое искусство?», одного из наиболее фундаментальных произведений мировой эстетической мысли. Не потому ли Толстой и обратился к такой работе, что захотел уяснить себе свое художническое призвание, равно как и попытаться понять роль искусства в деле единения (или, наоборот, разъединения) людей?
Отвергнув «путающее все дело понятие красоты», Толстой задает себе вопрос; что же составляет душу и сущность искусства? Прежде чем ответить, он коротко останавливается на попытках объяснить искусство с позиций популярной во второй половине Х!Х в. философской теории позитивизма, рассматривавшей искусство как деятельность, возникающую от склонности человека к игре, к самопроизвольному выражению эмоций. Эти «опытные» объяснения также представляются Толстому неудовлетворительными, хотя и более понятными, чем «метафизические» (т. е. определения в духе немецкой идеалистической философии). Главный их недостаток — сведение искусства к средству для наслаждения, недооценка его общественной роли и духовных возможностей.
Чтобы определить, что такое искусство, пишет Толстой, надо понять, что оно является не средством для эстетического наслаждения, не служением эфемерной идее «прекрасного» и не игрой физических сил человека, а «естественным условием человеческой жизни»[8,90].
Таким образом, Толстой подходит к основному своему положению, согласно которому искусство есть органическое неотъемлемое средство общения людей между собой, особый род необходимой человеческой деятельности, состоящей в том, что один человек с помощью известных внешних приемов сознательно передает другим те чувства, которые им овладели, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.
Последние слова процитированного отрывка особенно многозначительны: Толстой подчеркивает, что искусство по природе своей призвано соединять людей в одних и тех же чувствах. Хороших или дурных это вопрос особый, но именно роль могучего орудия нравственного единения людей делает искусство, наравне с наукой, великим фактором общественного развития. Правда, предмет науки — знания, а предмет искусства — чувства, и в этом их кардинальное отличие.
Итак, предмет, цель и содержание искусства, его смысл и сущность заключаются не в достижении впечатления красоты и не в доставлении удовольствия и наслаждения, а в передаче различных человеческих чувств — хороших и дурных, сильных и слабых, значительных и ничтожных, веселых и грустных, одним словом — самых разнообразных независимо от их этической окраски. Если эти чувства передаются читателю, зрителю, слушателю — значит, мы имеем дело с искусством. На свойстве заразительности, то есть способности человека воспринимать чувства художника и переживать их как свои собственные, зиждется специфика искусства, в этом заключается своеобразие его как особой формы человеческой деятельности. На это специфическое свойство (заразительность) указывалось в эстетике и до Толстого, но лишь Толстой подчеркнул и обосновал его с большой силой, лишь после появления его трактата теоретики искусства ввели это понятие в широкий обиход.
Такое понимание смысла и роли творческой деятельности художника было присуще и Толстому, именно так оно изложено в трактате «Что такое искусство?». Ради объективности надо сказать, что в поздний период жизни Толстой стал испытывать сомнения в действенности искусства, в его нравственно-преобразующих возможностях. Он говорил, что люди, читая художественные произведения, берут из них лишь то, что «по шерсти». К счастью, ЭТИ сомнения не превратились в уверенность, и возвращение писателя к художественному творчеству на склоне лет принесло богатые плоды (роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», драмы, рассказы).
Как пишет Ищук Г.Н. ,развенчав понятие «красоты» Толстой решительно заявил, что эстетика есть выражение этики. Таким образом, признав внутреннюю самостоятельность и органичность искусства, Толстой в то же время подчиняет его великому нравственному идеалу. Без идеала искусство не является искусством. Как нельзя назвать подлинной наукой науку, работающую во зло людям, так и искусство, служащее низким целям или пустому развлечению, нельзя назвать подлинным искусством. Толстой хотел быть до конца логичным. Логика приоритета нравственного начала над эстетическим заставила его отнести к низшему (дурному) искусству многие признанные художественные шедевры (произведения Бетховена, Рафаэля, Данте). Не «помиловал» Толстой и своих собственных творений, причем особенно жестоко отнесся к тому, что было написано до 1881 года[8,стр.87]
1.2. Художественное мастерство Л.Н.Толстого в романе «Воскресенье»
Беспощадное обличение нынешний жизни сочеталось у писателя с реакционной в своей сущности проповедью непротивления злу насилием и нравственного самоусовершенствования.
Пережитый писателем в начале 80-х годов идейный перелом сказался на характере всего его литературного творчества. Толстой по-новому решает теперь многие проблемы эстетики: c еще большей силой и убедительностью он обосновывает принцип народности литературы, отстаивает мысль о том, что искусство должно быть понятным и доступным народу как по содержанию, так и по форме, выражает резко отрицательное отношение к антинародному дворянскому и буржуазному искусству.
В одной из дневниковых записей в 1896 г. он пишет об этом искусстве: «...все это: и романы, и стихи, и музыка не искусство, как нечто важное и нужное людям вообще, а баловство грабителей, паразитов, ничего не имеющих общего с жизнью: романы, повести о том, как пакостно влюбляются, стихи о том же или о том, как томятся от скуки. О том же и музыка. А жизнь, вся жизнь кипит своими вопроса[ми] о пище, размещении, труде, о вере, об отношении людей... Стыдно, гадко» Кстати, неоднократно эту фразу употреблял Нехлюдов. К примеру, эти слова прозвучали, когда герой смотрел на портрет своих родителей. Ему показалось, что здесь они изображены вызывающе, самодовольно, при этом мать нарисована с полуобнаженной грудью.
Проблемы искусства заняли значительное место в творческой деятельности Толстого этого периода.
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что 90-е годы, когда создавался роман «Воскресение», были периодом распространения различных течений декадентства, знаменовавших упадок и разложение буржуазного искусства. Именно и эти годы с достаточной определенностью намечаются пути развития демократического искусства, предопределенные новым подъемом освободительного движения в России. Все это в своей совокупности обостряет интерес Толстого к теоретической постановке вопросов искусства и объясняет появление ряда значительных выступлений в печати по этим вопросам накануне первой русской революции. Тогда и был написан роман «Воскресенье»