Смекни!
smekni.com

Время. Эпоха. Лирический герой (М.Ю. Лермонтов) (стр. 2 из 3)

В эпоху Лермонтова его поколение теряло разум ради пышного и "всемогущего" света. Больше не было ценностей и целей, кроме как произвести подобающее впечатление о себе среди определенного круга людей. Естественно, такие люди тонкого и неземного характера, как Лермонтов, не принимали этого: у них были другие жизненные ценности, более полезные и современной, и последующим эпохам. И, если мы обратим внимание на сегодняшние дни, то особого различия не найдем. Увы, это прискорбная правда. Точно так же сегодня для некоторого большинства людей важней всего ни его внутренний мир, душевная мораль, а земные хлопоты, статус в обществе, который бесследно потонет по прошествии лет. Может быть, каждый из нас думает об этом, но мало кто пытается это сказать…

В мои 17 лет я для себя уже поставила цель и определила смысл жизни. Может быть мне, начинающему поэту, не совсем корректно сравнивать себя с поэтом такой величины, как М.Ю. Лермонтов, но есть такая поговорка: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!". Несмотря на то, что каждый из нас видим проблемы поколений по-своему, но в наших воззрениях есть много общего. Давайте посмотрим, какой видел Родину Михаил Юрьевич, и какой вижу её я.

Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. В знаменитом стихотворений "Родина", он не приукрашивает и не преувеличивает своё чувство яркими эпитетами и метафорами, т.к в нём говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения. Его любовь к Отечеству ненадуманная, реальная. Моё стихотворение называется "Русь":

Пусть долго колыхалась Русь

Под гнетом крепостного права,

Пусть истерзала душу, пусть,

Ей не заменишь горестного нрава.

Пускай её пытались сжечь и потопить,

Направить русло в море неземное.

Никто не смог ей веру заменить

В единственное, лучшее и дорогое!

Ей дороги поля и реки, и дубравы!

Ей дорог человек, идущий по земле!

Ей дороги и рощи, и степя, и травы,

И крест, лежащий на её челе!

О Господи! А эти белые берёзы?!

Нет больше в мире красоты такой,

Когда роняют наземь свои горестные слёзы

Под песню ветра о земле простой!

Ах, эта Русь, осевшая мне в сердце!

Ты для меня одна! Как воздух мне нужна!

В тебе не сыщешь искреннего лицемерца:

Ведь ты одна, пусть иногда бывает и смешна!

Как вы заметили, в нём не присутствует ярких эпитетов. Не потому что я не умею их использовать, а потому, что могу выразить свою любовь к Родине простыми словами. Как и для Лермонтова, для меня важен образ берез:

"Люблю дымок, спалённой жнивы,

В степи, ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз"

("Родина" М. Лермонтова)

"О Господи! А эти белые берёзы?!

Нет больше в мире красоты такой,

Когда роняют наземь свои горестные слёзы

Под песню ветра о земле простой!"

("Русь" К. Дерксен)

Как и Лермонтов не осознает, за что он любит Родину: "Но я люблю - за что, не знаю сам…", так и я, готова вечно хранить этот драгоценный образ родной земли!: "Ты для меня одна! Как воздух мне нужна!".

Ещё одна из основных тем Лермонтова - это тема любви. Русский философ В. Соловьев указал на "миражность" как на важнейший признак любовной лирики поэта: " Заметьте, что в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она захватывает душу и наполняет жизнь". Лирический герой любовной лирики Лермонтова способен переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений и схватывать запредельную сторону жизни и жизненных отношений, т.е. не любви ищет герой, а "иное" в любви. Отрицание - реакция на чувство: "Всё, что любит меня, то погибнуть должно", "Мне грустно, потому что я тебя люблю", " Нет, не тебя так пылко я люблю". Условие истинной любви - отсутствие возлюбленной; роднит не близость, а даль: "дальний отзвук дальних гор". Идеал поэту является во снах. Во сне любовь оживает, пробуждение убивает её. Лучшее оружие против быта - антитеза: "И целый мир возненавидеть, // Чтобы тебя любить сильней". Особенность любовной лирики Лермонтова - стремление передать в ней собственные философские переживания, своё отношение к миру, вызванное любовью.

В любви я вижу что-то особенное, что заставляет человека жить, творить поистине великие вещи… Я вижу в ней переосмысление ценностей, ищу в ней воздух для того, что бы дать дыхание творчеству и оставить его будущим поколениям.

Пророк из последней мечты

Хочу, хочу тебе посвятить все самые ценные строки,

Хочу, хочу тебе рассказать о том необычном пророке.

Он встретил меня на обрыве судьбы,

Он мне рассказал, что там, где-то есть ты.

Он мне описал твои нежные руки,

И душу твою, что пылает мечтой.

Как ты умираешь от горькой разлуки, Как хочешь поспорить с жестокой судьбой.

Как ты улетаешь в мечтаниях светлых,

И как ищешь взглядом ты эту мечту.

И смотришь ты в каждые очи при встрече,

И как умираешь ты там: на ветру.

Меня так пронзили слова эти старца,

Так сердце забилось от боли внутри.

Мне так захотелось быть там, где ты, рядом,

Мне так захотелось гореть от любви!

Мне вдруг показалось, что я тебя знаю,

Что сердце пылало от этой души,

Что я и сейчас от того умираю,

Быть может, умру, если вновь то лишит.

Ещё ты волнуешь моё подсознанье,

Ещё ты живешь там внутри у меня.

И губы хотят прокричать то признанье

О том, чем живут безнадежно любя…

Ты призрак и только. Пророк этот тоже

Исчез после слов этих, будто в туман.

И строки все эти останутся ложью,

И я упаду, и любовь не отдам…

Стихотворение "Ангел" - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Изначальный родник. Уже потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, философские, но главный мотив таится здесь. Это стихотворение - одно из самых загадочных. Оно посвящено самому дорогому и ценному в жизни абсолютно каждого человека на Земле - маме…. Именно с этого родного человека начинается всё живое. Вот и у Лермонтова с посвящения маме начинается всё поэтическое творчество. "Ангел" - венец поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. По замыслу поэта, ангел - это мама. Она сопровождает сына всю жизнь и дает ему наставления своей святой песней:

"По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел".

Она оберегает его от грядущих жизненных невзгод, как бы заведомо их предвидя:

"Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез".


Этот милый образ навсегда остался в памяти и сердце сына, как назидание к жизни:

"И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой"

Моё стихотворение называется "Мамина сказка". Оно не столь загадочно, как "Ангел", но их связывает именно это - любовь к родному человеку - маме!

Мамина сказка

Мне мама на ночь сказки читала,

И в них растворяясь я стать принцессой пылала.

Хотела, чтоб принц спас меня из темницы,

Растворялась я так, что не слышала шорох страницы.

Мечтала в дворце побывать я во сне,

Чтоб волшебники все приходили ко мне,

И это бывало, и это сбывалось:

Волшебных зверей увидать удавалось!. .

И помню сейчас я тот трепетный голос,

И в свете лампады белеющий волос….

Живет навсегда во мне мамина сказка:

Ведь это её мне счастья подсказка…

В моем стихотворении мама лирического героя тоже даёт наставления, но только не песней, а сказкой. Ведь если вчитаться или вдуматься в смысл любой сказки, то можно обязательно найти то, что в жизни является самым главным - добро, терпение, забота, уважение, любовь…. Только они могут спасти мир! Ещё Фёдор Михайлович Достоевский заметил, что "Красота спасет мир!": душевная, внутренняя красота каждого отдельно взятого человека! Мой лирический герой тоже проносит это трепетное наставление с самого начала земного пути его души до последних дней…

Лирический герой Лермонтова рассуждает о своём предназначении:

"Я рожден, чтобы весь мир был зритель

Торжества иль гибели моей"

Он рассуждает о проблеме известности и славы:

"Известность, слава, что они? - а есть

У них над мною власть, и мне они

Велят себе на жертву всё принесть,

И я влачу мучительные дни

Без цели, оклеветан, одинок,

Но верю им!".

Для Лермонтова важнее всего было "бросить векам мысль плодовитую" и не пройти "без шума и следа" над миром. Он жаждал принятия своего творчества потомками, а не "недалекими" современниками. Слава - это бессмертие, а не хвалебные речи толпы. И он стал бессмертен, ведь по сей день, мы читаем лермонтовские произведения, в которых через образ лирического героя, можем видеть ценности той эпохи.

В моём стихотворении "Скрип колес на пыльной дороге", лирический герой размышляет о том, что будет дальше, нужно ли то, что он делает для современной и последующих эпох… В моей жизни заканчивается один из основных этапов: я оканчиваю школу. И что будет там: за её порогом, я не знаю, хоть мысленно предполагаю и стремлюсь к этому. Это стихотворение посвящается окончанию первого важнейшего периода в моей жизни.

Скрип колес на пыльной дороге,

Новая жизнь где-то там, на пороге.

Светится чувствами пламя огня

Только не явственно все для меня.

Не замечаю, как ночь наступает,

Что этот день во вчера улетает.

А что он оставил, какую мечту?

Холодную зиму иль с ветром весну?

А что обо мне скажут в будущем люди,

Какую я пользу им принесу?

Я может, оставлю им душу и веру,

А может, с собой все в туман унесу...

А может я стану в их сердце рассветом,

Но только могу ли я думать об этом?

Могу ли я властвовать в чьей-то судьбе?

Могу ли я быть непрестанно везде?. .