Смекни!
smekni.com

Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" (стр. 7 из 10)

2. Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется её речь при раз­говоре с разными людьми? Прочтите и прокомменти­руйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

- 3. Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в её судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в третьем явлении второго действия о жизни в деревне, о Карандышеве?

4. С какой целью вводит Островский в текст вто­рого действия романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

Нравственный облик Огудаловой, как и других ге­роев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Очевидно, в моло­дости она роскошествовала за счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей до­чери.

Жизненная позиция Огудаловой обусловила от­ношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход. К Кну­рову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растеря­лась, право... не знаю, где и посадить пас». Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо».

И совершенно иная манера держаться и разговари­вать с Карандышевым. С ним Огудалова говорит пре­небрежительно, с явной иронией. Ведь Карандышев — бедный жених. Поживиться от него нечем.

Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие силь­ного, богатого человека...» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощ­ряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.

Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гар­дероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь.

И все это делается за спиной Ларисы. Её судьбу решают без нее.

II. Тема «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Ла­риса).

1. Кто такой Паратов? Как характеризуют его дру­гие действующие лица — Кнуров, Вожеватов, Каранды­шев?

2. За что полюбила Паратова Лариса?

3. Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются в его взаимоотношениях с Ларисой?

Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в восьмом явлении второго действия, в двенадцатом явление третьего действия и в седьмом явлении четвертого действия.

4. В чем сходство и в чем разница между Паратовым и Печориным?

Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно»,—соглашается с ним Вожеватов. Ка­кой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом — выстрелом из пушки.. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.

О человеке мы судим прежде всего по его поступ­кам. Как же характеризует Паратова его поведение во время путешествия по Волге и пари, о котором Ла­риса рассказывает Карандышеву?

В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. Конечно, в этих поступках есть удаль, лихость, молоде­чество, но нельзя не согласиться и со словами Каранышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам о себе Паратов говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокии Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко расстался он с «Ласточкой», так же легко оста­вил он и Ларису. Обратим внимание на это сближение: «Ласточка»- чайка (перевод имени Ларисы).

Жизненная философия Паратова особенно отчетли­во раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею поль­зоваться».

По так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?

Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное — деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу.

Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой — эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщи­нам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин — натура несравненно более глубокая. Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью об­щества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюблённый, торжествующий эгоист. Он при­нимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого. Деньги, по­ложение в обществе, — то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, — составляют цель жиз­ни и определяют линию поведения Паратова.

III. Тема «Я вещь, а не человек» (взаимоотношения Ла­рисы с Кнуровым и Вожеватовым).

1. Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображённых в драме «Гроза»? Сопоставьте облик-артистов И. В. Самарина (на рисунке Шустова) и К. Н. Рыбакова в роли Кнурова. Кто из артистов по своему внешнему облику более соответствует образу пьесы? Какой отпечаток накладывает общественное по­ложение на характеры, психологию, поведение купцов?

2. Как рисует А. Н. Островский взаимоотношения между купцами?

3. Как характеризует Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе? В чём выразились бездушие, расчётливость и цинизм этих отношений? (проследить по тексту четвертого действия).

Кну­ров и Вожеватов. В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать па выставку в Париж. Сопоставляя портреты И. В. Самарина и К, Н. Рыбакова в роли Кнурова, мы придем к выводу, что облик Н. Рыбакова более соответствует замыслу Островского. На рисунке Шустова перед нами традиционный облик купца с окладистой бородой, в поддевке. В его внешности есть что-то медвежье, неуклюжее. Рыбаков и роли Кнурова — европеец, джентльмен в пальто и шляпе, с небольшой расчесанной на стороны бородкой, в очках. Кряжистая, хотя и несколько тучная фигура, волевое лицо, жесткий взгляд — во всем чувствуется твердо стоящий на ногах, самоуверенный человек.

Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кну­ров замкнут, неразговорчив. «Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними разговаривает, а больше не с кем; ну он и мол-чит»,— говорит о нем Гаврило. Эта характеристика потверждается во втором явлении. Гаврилу и Ивана Кнуров просто не замечает, на их поклоны не обращает никакого внимания, да и с Вожеватовым держится несколько покровительственно и снисходительно. При встрече с Кнуровым Вожеватов почтительно кланяется, Кнуров же ограничивается рукопожатием.

Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими купцами. Купцы составляют единый лагерь по отношению к зависимым от них людям. Но внутри этого за внешним благодушием скрывается настороженность и недоверие друг к другу.

Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о коммерческих делах, и в частности о покупке парохода Вожеватов дает самые общие, уклончивые ответы. Нравственный облик купцов раскрывается прежде; всего в их взаимоотношениях с Ларисой. Обратим внимание на то, цинизм Кнурова прикрывается маской почтительно и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.—Мне кажется, она теперь; находится в таком положении, что нам, близким лю­дям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её судьбе». Итак, не воспользо­ваться безвыходным положением Ларисы, а «принять участие в её судьбе». Та же фразеология в разговоре Кнурова с Ларисой: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете... Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным ис­полнителем всех ваших желаний и даже капризов...» В такой форме изложено предложение идти к нему на содержание. В этом обращении нет ни одного слова о любви. Это деловое предложение, и высказано оно деловым языком.

Кнуров не сомневается в том, что его предложение будет принято. Откуда же такая самоуверенность?

Кнуров знает меру власти своей над людьми. «Для меня невозможного мало», — говорит он Ларисе. В царстве чистогана покупаются и любовь, и уваже­ние: «Стыда не бойтесь, осуждений но будет. Есть гра­ницы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что са­мые злые критики чужой нравственности должны бу­дут замолчать и разинуть рты от удивления».

Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пе­ние для Вожеватова большое удовольствие, но не более. Он никогда не потеряет голову, «не зарвется», «лиш­него не передаст». Даже в разговоре о самых интим­ных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой и фразеологией дельца, коммерсанта. Свои чувства Вожеватов подчиняет трезвому расчету.

Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживаются в четвертом дей­ствии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — ...мы с тобой с детства зна­комы, почти родные; что мне делать—научи!» И слышит в ответ: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь».