Легкие и поверхностные светские увлечения " разъели" душу Евгения, сделали ее глухой и черствой к настоящему чувству. Вот поэтому Онегин, избалованный " привычкой жизни", в ответ на признание Татьяны раздражается занудной и обидной проповедью: " Напрасны ваши совершенства, их вовсе не достоин я". Выгодский писал: " К сожалению, Татьяна и Евгений стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Не менее важно и то, что Татьяна полюбила на самом деле не самого Онегина, а некий фантом, некий сочиненный ею образ, который был принят за Евгения".
Между тем он, скептик и индивидуалист, превыше всего оценивающий свою драгоценнейшую свободу, личную независимость, не мог да и не хотел жертвовать ею ни для кого да и ни для чего".
"Как! Он, он перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший неясными страстями, - он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, - он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть. … И что же сулила ему в будущем эта любовь?" - так разъясняет поведение Онегина Белинский.
Действительно, ответить на любовь Тани - это решиться на брак.
... Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной…
Заключение брака - утрата свободы не только в отношениях с женщинами, но и с обществом в целом, а это для Евгения было непозволительной роскошью. В нем кипели стремленья, являвшиеся, по мнению Белинского, гражданскими, общественными. Но никак нельзя оставить незамеченным и то, что во время объяснения с Таней в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все, как есть. Евгений признался, что Ларина старшая нравится ему, но он не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом", что интересы и цели у него иные, да и прозаическая сторона брака его страшит, семейная жизнь ему быстро наскучит. Словом, с житейской точки зрения Онегин вел себя безупречно.
… Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство"…
Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинного масштаба личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная натура, гениальная, по мнению Белинского, наделенная исключительными способностями к духовно - нравственному развитию и самосовершенствованию. Евгений не ощутил, сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Тани, не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели:
… Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!"…
Главное же - он не смог угадать того, что любовь Татьяны Лариной - это дар судьбы, это редкое счастье, ради которого стоило изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее.
Глубина чувства проверяется временем и обстоятельствами жизни: Ларина не перестает любить своего избранника даже после того, как он на дуэли убил Ленского. После отъезда Онегина она приходит в его жилище: " Увидеть барский дом нельзя ли?" Героиня пытается понять, какого человека она полюбила:
… Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?"
Книги, "лорда Байрона портрет", "столбик с куклою чугунной", изображающей Наполеона, - все это позволяет по-новому взглянуть на Евгения, понять сущность его натуры. Онегин, как оказалось, был человеком с
Безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящем в действии пустом.
По словам Пушкина, душа Евгения выразила себя в выборе книг: в библиотеке Онегина Татьяна находит такие книги, о которых и не подозревала; это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей - романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно…
Помогли разобраться в характере этого человека и пометки на полях книг, комментарии к тексту. Таня начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то уже не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями новейшей литературы. Восприятие Лариной Онегина изменилось, но любовь ее не угасла и не стала меньше. Просто Татьяна прячет ее в глубине своего юного сердца, старается забыть о ней.
Более того, Ларина развивается, растет духовно, постигая мир книг, начинает более реалистично смотреть на мир:
Чтенью придалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной".
Не понятно, какие изменения произошли в ней во время визитов в онегинский дом, ведь после этого она согласилась поехать с матерью на "ярмарку невест" в Москву.
Жизнь Московского светского общества " однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера". В этом обществе она кажется посторонним человеком. Неудивительно, что ей " душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой твердят о том, как выросла и похорошела Татьяна. Однако сами же они не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец…
Пытаясь вслушаться в разговоры, Ларина обнаруживает, что всех занимает " бессвязный, пошлый вздор". Тане одиноко и тяжело в гостиных:
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
Татьяна мечтает о своей деревне, о природе, связь с которой еще болезненнее ощущается в момент ее разлуки с ней.
Выбор мужа предопределен равнодушием к собственной судьбе, Татьяне безразлично, за кого выходить; "толстый генерал" был первым человеком, обратившим на нее внимание. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с человеком, которого не любит, она, как и Онегин, стала жертвой света." Природа создала Татьяну для любви, но общество пересоздало ее", - писал Белинский. Зачем Ларина вышла замуж за нелюбимого человека? Зачем погубила свою жизнь? Но, к сожалению, автор умалчивает об этом, и нам, читателям, остается только догадываться, что происходит с героиней с момента замужества до встречи с Евгением Онегиным на балу. Встреча с Татьяной - княгиней производит на него сильное впечатление, можно сказать, потрясающее.
Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной:
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.
К ней дамы придвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялись ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале…
Это и является главной загадкой Татьяны. Какой мы видим ее в конце романа и как ей удалось совершить такую серьезную внутреннюю работу?
Онегин будто "прозревает"; он понимает, что любовь Татьяны - единственная возможность счастья. Евгений настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а, потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви. Точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна. Чувства Тани к Евгению не охладели, а стали еще сильнее, проверились временем, но, несмотря на это, она отказывает Евгению во встречах, т.к верна прежним ценностям и прямо говорит об этом:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах проявились лучшие качества Татьяны: искренность и высокая нравственность. У Онегина прояснился разум, обострилось чувство любви: его попытка прожить в полном одиночестве, в состоянии абсолютного покоя, без страстей, душевных бурь, оказалась несостоятельной, обернулась трагическими последствиями:
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
И тут возникает естественный вопрос, ставший камнем преткновения для русских критиков: чего же, собственно, Онегин добивался? Ведь Таня замужем, причем ее муж - видный генерал, герой сражений, известный при дворе. Белинский сурово осудил Татьяну именно за то, что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения, " не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны…"
А Федор Михайлович Достоевский расценил этот поступок Тани не просто как высоконравственный, жертвенный. "Женщина истинно русская, - говорил он в знаменитой речи о Александре Сергеевиче Пушкине, - Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Евгением, ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье другого человека."
На что же все-таки рассчитывал Онегин, на что он надеялся? Да именно на то, что, как ему показалось, Татьяна изменилась полностью, что она стала совершенно другой, что из романтической, наивной и неопытной провинциалки она превратилась в истинную аристократку, светскую даму.