Тем не менее ей не чужда природа, - наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почти неразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни - крепостной крестьянки.
Таня именно из тех "однолюбок", для которых любовь может стать как великим счастьем, так и великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря ни на что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясное чувство - любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, не деформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде не могло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смогла выстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самое главное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, который остался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чему подражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вот почему " и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордился своей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна к светской жизни. Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и все подхалимство этого общества. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Таню тяготит вся эта мишура "постылой жизни". Пожалуй, самым главным в характере и поведении главной героини является ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх над неимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут быть несчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить с грузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж, который еще и "в сраженьях изувечен". Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться у Тани Лариной, т.к в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизни ухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе и девушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествами и манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своим корням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно, чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоит подражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболее значимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторые забывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, и повторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Многие до сих пор спорят, с кого нарисован " Татьяны милой идеал": некоторые считают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири, другие уверены, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ этой героини - это художественное явление русской литературы.
Сам художественный образ несет в себе обобщение, " это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение"³. Художник, как и любой поэт или писатель, так или иначе опирается на факты, но не становится их рабом.
Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении. Когда то или иное явление жизни производит на творческого деятеля определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все ненужное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительности и раскрыть авторский замысел. При помощи фантазии дополняются бросившиеся в глаза особенности, таков в общих чертах наиболее характерный путь создания типического образа. Вот и Александр Сергеевич вовсе не нарисовал в своих героях случайное скопление различных черт, а раскрыл определенную индивидуальность, многообразие черт которой приобрело соответствующую окраску в зависимости от ее ведущего, основного качества.
В своем творчестве писатели XIX века поднимали такие волнующие темы и проблемы, как смысл жизни человека, роль культуры, просвещения, науки, улучшения устройства общества и государства, проблемы семейного быта и т.д.
В смене множества конкретных представлений, связанных с развитием общественной жизни, нетрудно проследить устойчивость и повторяемость некоторых из них. Это признание действительностью, общественной средой, обстоятельствами жизни, наконец, понимание той простой истины, что "все течет, все меняется". Следовательно, правдиво показывать жизнь человека и общества, правдиво показать типичные характеры в соответствующих им обстоятельствах, словом, создать такой художественный мир, не тождественный, но адекватный действительному миру.
По моему мнению, в этом произведении соблюдены все эти пожелания и требования, поэтому его можно смело назвать достоянием, настоящим сокровищем, находкой русской литературы как XIX, так и XX веков. А чтобы так точно создать тот или иной персонаж, образ со свойственным ему характером, нужно быть не просто человеком, разбирающимся в психологии, нужно быть очень талантливым, гениальным человеком, именно таковым и являлся Александр Сергеевич Пушкин. Все главные герои романа в стихах получились личностями, индивидуумами, которые прекрасно друг друга дополняют и прекрасно друг с другом сочетаются, словно цветы в букете, оформленном умелыми, профессиональными руками. А благодаря присутствию второстепенных героев, которые не портят, а лишь дополняют этот букет, получается целая "клумба", на которой нет ни одного лишнего "цветка" - героя. Не зря вводит автор второстепенные лица, т.к каждый такой герой выполняет свою определенную функцию, т.е. тоже чему-то учит на своем примере. Правильно говорят, что нужно учиться на ошибках, желательно на чужих, а не на своих. Поэтому надо постараться извлечь из жизненного опыта нашей героини что-то нужное, полезное: постараться избежать тяжелых ситуаций, не повторить горьких ошибок.
1) В.Г. Белинский "Избранное"." Московский рабочий". 1954 год.
2) Г.А. Гуковский "Пушкин и проблема реалистического стиля" (Татьяна как тип русской женщины).
3) Издательство "Детская литература". Москва. 1969 год.А.С. Пушкин "Евгений Онегин".
4) В.Г. Маранцман литература учебные пособия для 9 класса средней школы. Москва. "Просвещение". 1992 год.
5) Н.А. Демин "Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе". Москва. "Просвещение". 1974 год.
6) Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Москва. 1983 год.