План
I. Тема и идея произведения, особенности композиции
II. Главные герои романа в стихах
Заключение
Библиография
Все вложено в эту книгу: ум, сердце,
молодость, мудрая зрелость,
минуты радости и горькие часы
без сна - вся жизнь прекрасного,
гениального и веселого человека.
Н. Долинина
(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")
В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий
вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".
Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".
Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.
В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.
Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.
Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.
Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.
Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.
Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".
Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.
Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.
Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:
Кто ей внушил и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.
Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".