Грандиозен и прекрасен был путь великого революционного похода трудовой России в будущее. Вместе с тем он был суров, драматичен, многотруден.
Есенин не только прекрасно знал жизнь крестьянской России, он был ее сыном. Болел ее болями, радовался ее радостям. Всем сердцем и умом он был с крестьянской демократической Русью в эпоху крушения старого, буржуазного мира и рождения нового, революционного. Это способствовало тому, что Есенин стал истинно народным, национальным поэтом и сказал свое правдивое слово о главных революционных событиях своей эпохи.
Уже в стихах, созданных Есениным в 1917- 1918 годах, отчетливо слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата.
Поэта все больше захватывает вселенский, космический размах событий.
В те незабываемые дни в его стихи врывались из бурной революционной действительности чеканные, напряженные ритмы.
Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихотворений Есенина, полных любви к Родине. Радость обновления родной земли захватила поэта.
Казалось, еще немного усилий – и извечная мечта русского пахаря о « золотом веке» станет явью.
Но жизнь революционной Руси разворачивалась все круче.
Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социалистическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился « крестьянский уклон» Есенина.
В произведениях этот уклон отражал те реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянина в период революции.
Суровые будни « военного коммунизма» потребовали железной дисциплины, подчинения всей жизни страны единой цели- победить врага.
Трудно было сразу осмыслить этот исторически неизбежный поворот в жизни страны. В это суровое время дрогнуло сердце « последнего поэта деревни»:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Перед поэтом встает вопрос: « куда несет нас рок событий?». Ответить на него было не легко. Всюду были видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села. Неухоженные поля. Тогда-то Есенин слагает свой «Сорокоуст»:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуя.
Какая боль и скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревни звучит в « Сорокоусте».
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню…
Процесс революционного преобразования жизни шел так, как думал поэт. Российская деревня меняла свой хозяйственный уклад, переделывала природу, перестраивала быт, шла от кустарного, мелкого, отсталого земледелия к более эффективному, современному.
На глазах поэта умирала старая патриархальная Русь. Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому миру? А значит, сохранить и себя, и весь род человеческий!
Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси советской с стихах, сколько в них человеколюбия и милосердия.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Россия была, быть может единственной любовью Есенина. Вне нее не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни славы. В ней- все, без нее- ничего.
Тема двух Россий – уходящей и Советской,- уже ясно обозначенная Есениным в « Возвращении на Родину», получает свое дальнейшее развитие в его « маленьких поэмах», названия которых- « Русь советская» и «Русь уходящая»- полны глубоко внутреннего смысла.
Уходящая Русь для поэта- это его дед и мать, Русь Советская- это его сестры комсомолки.
« От всей души приветствуя революционную новь, поэт не понимал подлинную исторического и социального содержания наступивших в стране перемен- пролетарского, социалистического характера революции. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма.
В 1918 году Есенин подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих поэтических произведений: «Голубень», «Преображение» и сельский часослов».
Литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.
Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами.
Москва кабацкая.
Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи.
Есенина можно было встретить в « Кафе поэтов» на Тверской улице. А затем было открыто новое кафе « Стойло Пегаса», где поэт участвовал в дружеских попойках, хотя раньше не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний. Все это пагубным образом отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, скандалиста:
Я московский озорной гуляка.
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Так возник цикл стихов с характерным названием «Москва кабацкая».
Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией.
Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве. Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.
У Есенина нередко вырывались слова ненависти окружавшему его поэтического «сброда».
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»
Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков. Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний.
Это отравляло душу и мешало работать. И Есенин решил исчезнуть, хотя бы на время. В апреле 1921 года поэт выехал из Москвы в Самару, затем в Ташкент. Далее он направился в Самарканд, посетил Бухару и вернулся в Ташкент. За это время он написал поэму «Пугачев». Она прозвучала как героическая песнь о крестьянской революционной войне.
Поэма «Пугачев» была первым звеном на пути создания Есениным революционного эпоса-пути, который принес ему впоследствии немало побед.
После «Пугачева» творческое развитие поэта могло бы войти в нормальное русло. Есенин способен был обогатить свою поэзию новыми темами. Но именно в тот период произошло событие, которое многое изменило в жизни поэта.
В один из осенних дней 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Его захватило необычное искусство танцовщицы, ее темперамент, обаяние. Сильное чувство к поэту возникло и у нее. «Это была глубокая взаимная любовь»- пишет Городецкий. Конечно, Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбиться.
Они поженились и уехали по заключенным Айседорой контрактам на гастроли в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. В этой поездке Сергей преследовал и творчески – пропагандистские цели. Своим друзьям он говорил: « Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт».
Заграница не понравилась ему. Он говорил « Но я очень не люблю Америки. Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочестьнаше серое небо и наш пейзаж».
В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Обстановка кочевого ресторанного быта и окружавшие поэта люди усиливали те настроения, которые сказывались еще в прежних стихах.
Написанные за рубежом лирические этюды пополнили собой цикл «Москва кабацкая».
Возвращение на Родину в августе 1923 года было праздником для поэта:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
( « Мой путь » )
Все, знавшие Есенина, отметили в нем удивительную перемену. Поэт будто очистился от чего-то, освободился.«Поездка» на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а тот, иной мир – вблизи. Какою сладостной, духовно чистой, полной великих надежд оказалась его Родина в сравнении со странами буржуазного Запада!»
Сентябрь 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Здесь будут написаны его «маленькие поэмы»: «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Ответ», «Метель», «Весна» и др.
Здесь была создана лучшая «вершинная» поэма- « Анна Снегина». В ней определились некоторые мотивы из личной биографии поэта, и революционные события в Петрограде, и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин. Октябрь в деревне- главная тема «Анны Снегиной». Историческое мышление поэта дало ему возможность создать впечатляющие картины жизни в эпоху революционного перелома, отобразить силу и величие ленинской правды, доходящей до сознания крестьян:
И каждый с улыбкой угрюмой
Смотрел мне в лицо и глаза,
А я, отягченный думой,
Не мог ничего сказать.
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он- вы».
Все, о чем поведал автор в поэме, - это увиденное и пережитое им самим.
Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, прежде всего крестьян, в революции. Кульминационная сцена «Анны Снегиной»- это тревожный, взволнованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле: