«… Кричат нам
Что землю не троньте.
Еще не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?»
Настойчиво их желания узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». «Он- вы», эта фраза- свидетельство понимания поэтом в годы создания «Анны Снегиной» народного характера Ленина, его взглядов, связи вождя революции с широкими народными массами. В поэме судьба героев связана с революционными событиями: деревенская беднота приветствует Советскую власть и идет за Лениным; есть собственники, есть крикуны и бездельники, ищущи в революции «легкой жизни».
Сама Анна Снегина выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.
Неодолимо притягивает нас сердечная доброта есенинских героев, их четность, мужественность, любовь и гражданская верность Родине.
В произведении очень ярко выражено жизнелюбие поэта, его восхищение окружающим миром, призрение ко всякому злу:
Привет тебе, жизни денница!
Встаю, одеваюсь, иду.
Дымком отдает росяница
На яблонях белых в саду.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
В «Анне Онегиной» перед нами открывается окружающий мир со всеми человеческими страстями, непримиримостью добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты, мир, охваченный революционной октябрьской бурей.
В последние годы жизни Есенин очень часто приезжал в родную деревню, для того чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни… Работал он своеобразно: долго, иногда часами, ходил по комнате из угла в угол, обдумывал стихи. Обдумав строчку, он садился и записывал ее, потом вставал и вновь ходил по комнате;- рассказывала сестра поэта, Александра Есенина.
В деревне были написаны стихотворения « Возвращение на Родину», «Отговорила роща золотая». Эти произведения пронизаны глубокой, пронесенной через все невзгоды любовью к отчему краю:
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежестью полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
В полях этих не все осталось по-прежнему. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле.
Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце.
Вспомним его «Письмо матери», ласковое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Лирика Есенина автобиографична. Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Особенно значительны размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о приходящем и вечном в земном существовании. В лирике часто выделяют пессимистические мотивы. Критики называют его « певцом рябиновых ягод, багрянца осени, грусти и тоски по уходящему».
Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости.
Нас не удивляют ликующие интонации в стихотворении «Весна».
Так пей же, грудь моя,
Весну!
Волнуйся новыми стихами!
С самых ранних стихов в его лирике- тема любви. В стихах о любви 1918-1919 годах слита воедино поэзия любви с поэзией природы. В стихотворении «Зеленая прическа…»
Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями.
Положение круто изменилось в цикле «Москва кабацкая». Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющейся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь- зараза,
Я не знал, что любовь- чума,
Подошла с прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Так бы и потонуло все в пьяном угаре, если бы не нотки раскаяния, которые слышатся в каждом стихотворении «кабацкого» цикла.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
( « Пускай ты выпита другим»)
Первый раз запел я про любовь.
В цикле «Любовь хулигана» мы слышим сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь- как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без огляди.
( «Заметался пожар голубой…»)
Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли:
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными- кладбища и хаты.
Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к любви без тепла, без верности, без чести. Поэт гневно осуждает «напоенную ласками ложь», он не приемлет женщин « лживых и пустых» и с тоскою пишет с сердцах, не способных дарить людям любовь. В стихах о любви запечатлено человеческое страдение, бызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности.
Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию.
« Зимний цикл»- последний аккорд есенинской лирики
Завершающее место в лирике Есенина занял «зимний» цикл стихотворений. В нем преобладает зимний ландшафт- таков его внешний, чисто зрительный признак.
В течение трех месяцев, почти до самой смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал двенадцать стихотворений, в которых отразилась русская зимняя природа.
Весь цикл выдержан в образах русской зимы, но в образах не раздумчивых и спокойных, а метельных, буйных, вихревых: «Плачет метель, как цыганская скрипка»; « а за окном под метельные всхлипы, в диком и шумном метельном чаду, кажется мне- осыпаются липы» и др.
Все это признаки психологических состояний. Снежная метель- это смятение сердца, снежный вихрь- это время, умчавшее счастье и радость, а серебряный ветер- вестник бодрости, жизни, удачи.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Поэт осмысливает свою жизнь, контрастирует необратимость времени и неизбежность смерти. Эти стихи- выражение вечного, непреложного закона круговращения бытия, заставляющего каждого человека оглянуться на свое прошлое.
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот от чего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,-
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
« Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Тем значительнее, мудрее звучащие в нем в прослойке с грустными нотами- жизнелюбивые. Гуманистические мотивы.Чтобы выразить всю гамму этих чувств, поэт, как и прежде, обратился к природе. И в полном слиянии с нею пропел свою последнюю песнь. На смену плодотворнейшему периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла новая, теперь уж кратковременная полоса душевного кризиса.
Есенин вновь попал под влияние богемы- гнилой, отравленной среды, которую запечатлел в образе гнусавого «черного человека»; эта зловещая, мрачная тень является к поэту напоминать и твердить, что он « пропойца и забулдыга», «скандальный поэт» рождающий «дохлую томную лирику» ( поэма «Черный человек», закончена в 1925году).
Именно такую славу пытались создать Есенину его пресловутые друзья, опять втянули его в алкогольную муть непутевых вечеров и скандалов. Не прибавила ему ни покоя, ни радости и последняя женитьба на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н. Толстого.
Своему другу Есенин писал « все, на что я надеялся. О чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать! Куда? На Кавказ». Находясь на Кавказе, поэт думал, что, возвратившись в Москву, начнет жить по-другому. Но в Москве многое повторилось. К осени 1925 года осложнилось физическим здоровьем поэта. У него явно были расшатаны нервы. 6 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. Но через месяц он ушел оттуда, не долечившись, и уехал в Ленинград. Физически он был очень слаб. Но и здесь его оставили в покое. Он снова очутился в той обстановке, от которой бежал. Есенину говорят, что он сочиняет стихи- однодневки, что он исписался.