Открытиями Рэдклиф можно считать введение в ткань повествования эмоционально окрашенного пейзажа, углубление психологии героев, использование принципа напряженности и техники «тайны», а также преобладание страха и «мистического ужаса» как структурообразующих элементов повествования. Трансформировав готический роман в «роман тайны и ужаса», Рэдклиф тем самым подготовила основу для развития романтизма.
На художественный мир романов Рэдклиф значительное влияние оказали концепции английского эстетика-публициста Эдмунда Берка: атмосфера Возвышенного в творчестве романистки создается в соответствии с теоретическими положениями Берка. Герои Рэдклиф также являются носителями категории Возвышенного, и их психологическое состояние исследовано писательницей с опорой на ключевые моменты концепций английского эстетика.
Английский сатирик Томас Лав Пикок в своей пародии «Аббатство кошмаров» высмеивает многие составляющие художественного мира Рэдклиф: готический пейзаж, технику «тайны» и атмосферу «мистического ужаса», склонность к меланхолии у главных героев, клишированные амплуа героинь и другие черты готического жанра. Так, из проведенного сопоставления романов Рэдклиф с пародией Т.Л.Пикока явствует, что к XIX веку готический жанр изжил себя и стал некой комплексной системой периодически высмеиваемых штампов.
Тем не менее, основные тенденции и открытия А.Рэдклиф в поэтике готического романа получили дальнейшее развитие и углубление в творчестве писателей XIX – XX веков (Ч.Диккенса, сестер Бронте, Д.Остин, М.Н.Загоскина, А.Мердок и других). В то же время готический роман Рэдклиф не менее популярен в своем первоначальном виде.
Почему же еще лет пять назад Анна Рэдклиф была известна современному читателю только по имени, да и то оно часто упоминалось вскользь, неопределенным образом? Вся европейская критика с удивительным единодушием признает ее выдающееся значение в литературе. Однако исчезновение творчества яркой звезды Рэдклиф с литературного небосклона уже к середине XIX века связано, на наш взгляд, с тем, что надвигалось новое направление в искусстве – романтизм, и прежняя предромантическая эстетика, в частности теории Берка, частично отраженные и воплощенные в готических романах писательницы, стали уже неактуальными и несостоятельными.
Возрождение интереса к творчеству английской романистки в наши дни обусловлено, по нашему мнению, общим состоянием духовной атмосферы, породившей очень хорошо подготовленного в литературном отношении читателя, воображение которого развито, подвижно и четко реагирует на различные хитросплетения сюжета. Эпоха XXI века находится на своеобразном «культурном распутье»: вера в старые идеалы уже разрушилась, а новые еще недостаточно определенно сформировались. Это обуславливает космополитический характер современной культуры, которая вбирает в себя разнообразные национальные и исторические и культурные традиции, в том числе и литературные. Необходимо отметить и неугасающий интерес к аномальным явлениям, и неустанный поиск их разгадок. Это наводит на мысль, что существует какой-то особый непознанный мир, куда может проникнуть лишь фантазия художника.
К тому же, интерес к именно к "женским" романам, коими, по сути, являются готические романы Рэдклиф, отчасти связан и с набирающими силу в наши дни феминистическими устремлениями.
Таким образом, современная ситуация дает благоприятную почву для увлечения готическим жанром, к тому же жанр романа во все эпохи являлся предметом эксперимента в силу своей гибкой к веяниям времени формы.
В целом же, богатства человеческой души остаются неизменными, и художественный мир готических романов Рэдклиф будет затрагивать нечто в душе читателя, пока он способен испытывать любопытство ко всему неизведанному и необъяснимому, восхищаться красотой природы, поддаваться очарованию музыки, задумываться о проблемах добра и зла, поверить в волшебство человеческого воображения.
Каждая новая эпоха будет искать в готических романах Рэдклиф что-то конкретное, индивидуальное, а найдет нечто вечное, незыблемое, актуальное во все времена, ибо душа человека бесконечна и неизменна, а история вечно жива и может быть полезна нам, живущим в XXI веке для решения задач насущных и необходимых.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Radcliffe Ann. The Romance of the forest. Oxford University Press. The World’s Classics. – Oxford – New York, 1986.
2. Radcliffe Ann. The Romance of the Forest. Jane Austen. Northanger Abbey. На английском языке. – М., Радуга, 1983.
3. Radcliffe Ann. The Mysteries of Udolpho. – L., 1921.
4. Рэдклифф Анна. Роман в лесу. Пер. с англ. Малыхиной Е.И. – М., Ладомир, 1999.
5. Рэдклиф Анна. Тайны Удольфского замка. Части 1, 2. Пер. с англ. Гей Л. – М., Амех Лорис, 1993.
6. Пикок Томас Лав. Аббатство кошмаров. Пер. с англ. Суриц Е. Пер. стихотворений Бычкова С. // Комната с гобеленами. – М., Правда, 1991.
7. Burke E. Philosophical Inquiry into the Origin of our Ideas on the Sublime and Beautiful. N. Y. 1969.
8. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. Пер. с англ. Лагутина Е.С.. – М., Искусство, 1979.
***
9. Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. – Л., Наука – Ленинградское отделение, 1991.
10. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., Советский писатель, 1974.
11. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 веков. – М., Просвещение, 1988.
12. Атарова К.Н. Анна Рэдклифф и ее время. // Рэдклифф А. Роман в лесу. – М., Ладомир, 1999.
13. Атарова К.Н. Поэзия и правда. // RadcliffeAnn. The Romance of the Forest. Jane Austen. Northanger Abbey. На английском языке. – М., Радуга, 1983.
14. Атарова К.Н. Примечания. // Рэдклифф А. Роман в лесу. – М., Ладомир, 1999.
15. Английская литература 1945-80-х годов. – М., Наука, 1987.
16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., Худ. лит., 1965.
17. Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб., Азбука, 2000.
18. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.
19. Бутузов А. Из истории готического романа. // Комната с призраком. – Нижний Новгород, Деком; М., ИМА-Пресс, 1993.
20. Вацуро В.Э. А.Радклиф, ее первые русские читатели и переводчики. // Новое литературное обозрение. – 1996. - № 22.
21. Вершинин И.В. Предромантическая эстетика и творчество Томаса Чаттертона // Литературная теория и художественное творчество. Сборник научных трудов. – М., 1979.
22. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Пер. с англ. Кузнецова В.В. и Тихомировой И.С. – М., Издательство Иностранной литературы, 1960.
23. Горбунов А. Панорама веков. Популярная библиографическая энциклопедия. Зарубежная художественная проза от возникновения до 20 века. – М., Книжная палата, 1991.
24. Гражданская З.Г. От Шекспира до Шоу. Английские писатели 16-20 в.в. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1982.
25. Грязнов А.Ф. Разумный скептицизм в жизни и философии. // Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Том 1. – М., Мысль, 1996.
26. Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. – СПб., Наука, 1994.
27. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма. // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. – Л., Наука, Ленинградское отделение, 1967.
28. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. Трактаты, статьи, эссе. – М., Издательство Московского университета, 1987.
29. Зарубежные писатели. Библиографический словарь в двух частях. Части 1, 2. Под ред. Михальской Н.П. – М., Просвещение, Учебная литература, 1997.
30. Ивашева В.В. Английская литература. 20 век. – М., Просвещение, 1967.
31. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня. – М., Советский писатель, 1989.
32. Из истории английской эстетической мысли 18 века. Поп, Аддисон, Джерард, Рид. – М., Искусство, 1982.
33. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. От древности до наших дней. – Киiв, Видавниутво, Украiна, 1993.
34. История английской литературы. Том 1, вып. 2. – М., Л., АН СССР, 1945.
35. История зарубежной литературы 18 века. Под ред. Неустроева В.П., Самарина Р.М. М., Издательство Московского университета, 1974.
36. История зарубежной литературы 18 века. Под ред. Плавскина З.И. – М., Высшая школа, 1991.
37. История зарубежной литературы 18 века. Под ред. Сидорченко Л. – М., Высшая школа, 1999.
38. История зарубежной литературы 19 века. Под ред. Соловьевой Н.А. – М., Высшая школа, 1991.
39. История зарубежной литературы 19 века. Часть 1. Под ред. Михальской Н.П. – М., Просвещение, 1991.
40. История эстетической мысли. Том 3. – Искусство, 1986.
41. Клименко Е.И. Традиция и новаторство в английской литературе. – Л., Издательство Ленинградского университета, 1961.
42. Краткая литературная энциклопедия. Том 3, 5. – М., Советская энциклопедия, 1968.
43. Краткий словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М., Просвещение, 1985.
44. Кривцун О.А. Эстетика. – М., Аспент-Пресс, 1998.
45. Ладыгин М.Б. Формирование предромантической эстетики в Англии второй половины 18 века. // Литературная теория и художественное творчество. Сборник научных трудов. – М., 1979.
46. Литература Англии. 20 век. Под ред. Шаховой К.А. – Киев, Издательство при КГУ издательского объединения Вища школа, 1987.
47. Литературная энциклопедия. Гл. ред. Луначарский А.В. Том 8. – М., ОГИЗ РСФСР, Сов. энциклопедия, 1934.
48. Литературный энциклопедический словарь. Под общей ред. Кожевникова В.М. и Николаева П.А. – М., Сов. энциклопедия, 1987.
49. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и др. работы. – СПб., Алетейя, 1997.
50. Мирский Д. Статьи о литературе. – М., Художественная литература, 1987.
51. Михайлов М.И. В мире эстетики. Из истории эстетических категорий. Учебное пособие. – Нижний Новгород, Издательство ННГУ, 1993.
52. Песков А. Михаил Николаевич Загоскин. // Загоскин М.Н. Сочинения в 2-х томах. Том 1. – М., Худ. литература, 1987.
53. Самарин Р.М. Зарубежная литература. – М., Высшая школа, 1987.
54. Скороденко В. Достоинство человека и хаос жизни (заметки о романах Аирис Мердок) // Мердок А. Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М., Радуга, 1991.