Итак, после рассмотрения специфики термина «готический роман» можно сделать вывод, что произошла существенная трансформация его значения: от «варварский» до «роман о событиях средневековья», «исторический роман» (начало XVIII века – до 90-х г.г. XVIII века) с 90-х г.г. XVIII века до наших дней – «роман страха и ужаса», «черный роман».
§ 3 Готический роман: философия и поэтика жанра
Жанр готического романа связан с утверждением категории Готического в предромантической эстетике. Через поэзию (Т.Грея, Э.Юнга, У.Блэйка) «готическая тема» приходит и в английский роман, в котором нашли своеобразное преломление мистицизм средневековой культуры и барочность елизаветинской драматургии. В эпоху предромантизма фабулы обычных романов обрастают элементами романов – лирических зарисовок характеров и романов-исповедей. Структура просветительского романа распадается, однако сохраняются черты прежнего морализаторства и дидактизма, но с привнесением иного жизнеописания и с иными взаимоотношениями героев.
Так в XVIII веке в Англии в период кризиса просветительского мышления зародился готический роман, предвосхищающий основные тенденции романтической эстетики. Этот жанр обязан своим появлением признанию готики синонимом национального: одним из истоков готического романа становится рыцарский средневековый роман и средневековые верования.
В Средние века человек был бессилен против иррациональных сил, так как они «имели силу делать то, чему ни один человек не в состоянии был воспрепятствовать»[6]. На наш взгляд, именно этот трагический фатализм как выражение беспомощности человека перед непостижимой мощью иррациональных сил (будь это бог или рок) и утверждает готический роман, в отличие от фатализма, означавшего признание объективных закономерностей жизни, неподвластных божьему промыслу.
Можно думать, что философской основой готического романа явился агностицизм Дэвида Юма, доказывавшего непознаваемость объективного мира в своей работе «Исследование о человеческом разуме» (1748). Юм стоит на позиции естественной религии, в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины. Философ-агностик, он считает бесплодными усилия оправдать зло в природе и тем самым спасти честь богов: «…ведь не можем же мы не признать реальность зла и беспорядка, которым так изобилует мир».[7] Юм утверждает, что природа держит человека на достаточном расстоянии от своих тайн и предоставляет знание лишь немногих поверхностных качеств, скрывая те силы и принципы, от которых зависят действия тех или иных объектов. Познавательный опыт человека и его представление о мире складывается только из восприятий (впечатлений и идей), а прошлый опыт может давать прямые и достоверные сведения только относительно тех именно объектов и того именно периода, которые он охватывал.[8] Таким образом, Юм доказывает проблематичный характер познания внешних объектов, ссылаясь на незнание человеком сил и принципов природы.
На наш взгляд, в философии готического жанра нашли отражение и некоторые принципы барокко. Так, экстатическое, импульсивное и мистическое мироощущение, борьба противоположных начал – все эти элементы достаточно органично укладываются в семантику готического романа.
Барочный принцип обмана ожидания зрителей активно использовали в своем творчестве такие мастера готической прозы как Анна Рэдклиф и Чарльз Мэтьюрин.
Можно думать, что свойственный готическому жанру культ «природного чувства» и «естественного человека» восходит к сентиментализму второй половины XVIII века, и этим сближает «чувствительный» роман с готическим.
Таким образом, философскую концепцию готического жанра составили средневековый мистицизм, агностицизм английского философа Д.Юма, а также некоторые традиции барокко и сентиментализма.
Теория готического романа была разработана в первом (1764) и втором (1765) предисловиях Горация Уолпола к изданию своего романа «Замок Отранто» - первого образчика готического жанра. Уолпол называл ужас своим главным орудием, а определяющей традицией считал «готическую»[9]. Важной особенностью работы Уолпола было то, что его теория романа опиралась на достижения предшествующей литературы – господствовавшего типа просветительского романа и одновременно возрождала традиции средневекового рыцарского романа.
Как указывает А.Бутузов, самая первая попытка разделить готический роман на категории принадлежит Эдит Биркхэд, английскому литературоведу. Ее разделение выглядит следующим образом:
1) Готический роман (TheGothicRomance): Г.Уолпол, К.Рив, А.Л.Барбальд, Мери У. Шелли, Н.Дрэйк.
2) Роман напряжения и необъяснимой тревоги (TheNovelofSuspense): А. Рэдклиф.
3) Романужаса (The Novel of Terror): М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин.
4) Восточнаяповестьужаса (The Oriental Tale of Terror): У.Бекфорд.
5) Сатиранароманужаса (Satires on the Novel of Terror): Д.Остин, Т.Л.Пикок.
6) Короткаяповестьужаса (The Short Tale of Terror): лордБулвер-Литтон, МериУ. Шелли.[10]
Однако традиционно принята классификация Монтегю Саммерса, согласно которой готический роман существовал в трех модификациях: роман ужасов (TheSchoolofHorror), сентиментальный (школа напряжения и необъяснимой тревоги) (TheSchoolofTerror) и исторический (TheHistoricalGothicTales). Исходя из нее, родоначальником готического жанра следует считать Т.Лиланда, автора первого исторического романа Англии – «Длинная шпага, или граф Солсбери» (1762), а отцом «романа ужасов» - Горация Уолпола с его «Замком Отранто» (1764).
В наше время только четыре имени: Г.Уолпол, А.Рэдклиф, М.Г.Льюис и Ч.Мэтьюрин ассоциируются в сознании читателя со школой готического романа, ибо явление это отделено от нас двумя столетиями.
Жанр был порождением переходного времени, и поэтому в нем сочетаются разные тенденции и создаются новые традиции, в частности зарождается интерес к экспериментам в психологии главного героя, которые нередко компенсируют невероятность и надуманность событий, известную схематичность ситуации и порой неумеренное использование специфических составляющих готического романа: «Thesenovelsarefilledwiththemachineryofsensationalism – unrealcharacters, supernaturalevents, andoverripeimagination»[11] («Эти романы выполнены в соответствии с механизмом сенсации – ненастоящие действующие лица, сверхъестественные события и перезрелое воображение») или: «TheGothicnovel, orromance, emphasizedmysteryandhorrorandwasfilledwithghost-hauntedrooms, undergroundpassagesandsecretstairways».[12] («Готический роман придает особое значение тайне и ужасу, а также наполнен комнатами с приведениями, подземными коридорами и секретными переходами»).
На основе работ исследователей зарубежной литературы (К.Н.Атаровой, М.П.Алексеева, А.Бутузова, А.М.Зверева, В.М.Жирмунского, Н.А.Соловьевой, С.В.Тураева и других) можно выделить следующие основные черты готического жанра.
1) Специфика системы образов и психологии персонажей.
а) Поляризация героев. Конфликт в готических романах строится на противопоставлении добродетели неискушенных людей, ведущих скромную жизнь, порокам злодеев, обуреваемых страстями и причастных к сатанинской магии. Подобное противопоставление уходит корнями в предромантическое противопоставление наивной природы и неиспорченных нравов простых людей развращенности верхушечной городской цивилизации.
Образ «простого человека» - положительного героя больше связан с беспомощностью при соприкосновении с большим миром непредвиденного и непредсказуемого, и, концентрируя все свои мыслимые и немыслимые силы, ему приходится противодействовать (иногда с помощью таких же положительных и добрых друзей) угрозе, постоянно чувствуя, как нечто непостижимое угрожает ему посреди мирной будничности, борясь с препятствиями, стоящими на пути достижения справедливости и истины для себя и близких.
Но, по нашему мнению, именно замыслы и характер действий антигероя, который, в большинстве своем, имеет отрицательную характеристику и окружен ужасом и тайной, составляет основной интерес романа, его фабульную пружину, несмотря на то, что он, всемогущий и наделенный злыми чарами, в финале чаще всего оказывается низвергнутым. Злодей является активным элементом ужаса: он рожден, чтобы дополнять пассивный элемент – замок. Задача злодея – преследовать и угрожать героине (герою), бежать за нею темными склепами и подземельями замка.
Образ героя-злодея, которого терзают муки совести («Монах» М.Г.Льюиса), обязан своим появлением именно жанру готического романа.
Таким образом, готический роман можно назвать метафизичным: добро и зло в нем полярно противостоят друг другу.
б) Гиперболизированное изображение человеческих пороков.
«Непостижимые веяния сердца, тщательно скрываемые капризы, страсти, постыдные слабости, губительные инстинкты становятся в готическом романе предметом пристального интереса, что свидетельствует о зарождающемся и крепнущем неприятии самой картины мира, предложенной «веком разума»»[13].
Необузданные страсти в итоге ведут ко злу, и часть авторов (М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин) считают зло универсальным, в конечном счете безысходным, а жизнь есть данность ужасная и кровавая. Другие авторы (А.Рэдклиф) противопоставляют страстям и необузданным порывам разумное постижение бытия и возможность гармонии.
Часто герой в своем ослеплении страстями идет к гибели и думает, что преследует счастье («Монах» М.Г.Льюиса). Однако даже естественные страсти и стремления человека, в которых просветители видели залог его совершенствования, оказываются роковым оружием, обращающимся против своих обладателей.