§ 2. Гуманистическая система воспитания
Сущность понятия «гуманизм», по определению «Философского энциклопедического словаря», состоит в том, что человек становится «центром внимания» мыслителей, художников, ученых. Ориентировочно это понятие появилось в ХVII веке в Европе, тогда же было обращено внимание на психолого-педагогический аспект гуманистической теории в воспитательной сфере.
Что же такое гуманистическая система воспитания? Возникла ли она одновременно с термином «гуманизм»? Какие имеет особенности на современном этапе и перспективы развития?
Говоря о практическом проявлении гуманизма в педагогической практике, нельзя не вспомнить о Древней Греции. Сократ и Платон – основоположники «школ под открытым небом» – строили свои отношения с учениками на основе взаимоуважения. Это может быть основой исходного постулата гуманистической системы воспитания – ориентации на воспитанника, уважения его подлинных интересов, помощи в неискаженном осознании их.
С точки зрения гуманистической теории воспитания, психически, физически, социально здоровому ребенку не свойственны ни крайний эгоизм, ни агрессивность, ни лень. Если такие качества проявляются, то это как раз противоестественное искажение природы человека.
Таковы два взгляда на природу человека. Они определяют две стратегии поведения: добиваться «всеми мерами» исполнения тех требований, которые изначально сформулированы кем-то для ребенка, или же умение слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять себя, выразить себя, состояться как человеку.
Современная педагогика различает два подхода к гуманистической системе воспитания – узкое и широкое.
Узкое – это индивидуальная педагогическая технология, совокупность приемов, применяемых тем или другим педагогом (опорные схемы В.Ф. Шаталова, идея свободного выбора Ш. Амоношвили, идея опережения С.Н. Лысенковой, коллективный анализ соответствующей формы Е.Н. Ильина, идея «погружения» М.П. Щетинина).
Широкое толкование сродни идеологическому понятию гуманистической воспитательной системы. Эта идеология также не абсолютно нова для педагогической мысли. Можно обнаружить три ее основных источника.
Первый – марксистско-ленинская философия, марксистское учение о человеке. Собственно гуманистическая система воспитания есть реальное применение основных положений этой философии в теории и практике воспитания.
Второй – гуманистическая традиция русской и советской педагогической мысли, классиками которой были Л.Н. Толстой (идея свободного обучения), Ф.М. Достоевский («жалость») , В.Г. Белинский (светское воспитание), К.Д. Ушинский (создание русской системы воспитания на основе народности), Н.К. Крупская (идея совместного воспитания мальчиков и девочек), А.С. Макаренко (идея коллективного воспитания), С.Т. Шацкий (идея опережающей цели воспитания), В.А. Сухомлинский (идея индивидуального подхода в коллективе).
Третий – гуманистическое наследие зарубежной педагогики Песталоцци (опирается на природу человека, помогает развиваться природным задаткам гармонично), Руссо (система свободного, естественного воспитания, основанное на мысли, что все, заложенное в ребенке развивается по заданному руслу), Я.А. Коменский (человек – часть природы), Дж. Локк («воспитание джентельмена»).
Широкое понимание гуманистической системы воспитания не ограничивается восстановлением прекрасных лозунгов и эффективных приемов. Ее значение для теории и практики воспитания значительно шире, поскольку воплощение ее идей и методов полностью преобразует целый ряд привычных, стереотипных, казавшихся вечными положений административной педагогики.
Гуманистическая система воспитания делает сильный ход против «воспитывающего обучения» административной педагогики. здесь обучение школьников перестает теоретические рассматриваться и практически осуществляться как особая деятельность, оторванная от личности учащихся, от их межличностного общения.
Принципы гуманистической системы воспитания – это принципы межличностного обучения, построенного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителей от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха. Поэтому, по мнению А. Орлова, в гуманистической системе воспитания нет изолированных методик, но есть особый образ коллективной и творческой жизни, объединяющей воспитателей и воспитанников.
Этот подлинно демократический образ жизни не исключает разницу в опыте жизни, в знаниях, в нравственной зрелости педагога и ребенка. Но он предполагает безусловное равенство взрослого и ребенка, даже самого маленького, в праве на уважение, доверие, взаимную требовательность как непременное условие плодотворного сотрудничества. все дело в том, что требовательность, как и дисциплина, порядок, ответственность и ответственная самостоятельность, здесь есть внутреннее осознанное, принятое и совместно поддерживаемое качество жизни. однако со временем все это обеспечивает более глубинный процесс – демократизацию каждой личности. Тем самым новый образ общения, новый образ жизни – не самоцель, но средство воспитания, развития новой личности, основной характеристикой которой является внутреннее чувство свободы, собственного достоинства. Такая личность свободна от комплексов, табу и, следовательно, свободна для творчества в своих мыслях, действиях, готова для ответственных решений и нравственных поступков.
Педагогическое сотрудничество предполагает снятие барьеров, разделяющих коллектив педагогов и коллектив детей, превращая и тех, и других в единый общешкольный.
Учителя и воспитатели вместе с учениками и во главе их творчески решают общие жизненно-практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни. Воспитатели вместе с воспитанниками думают, как лучше сделать нужное и радостное, осуществляют задуманное, оценивают сделанное, полагаясь на свой коллективный анализ и опыт предшественников.
«Отдавая свои силы, свою работу на общее дело, постоянно участвуя вместе с воспитателями и под их руководством в творческом решении общих жизненно-практических задач, - пишет доктор педагогических наук И. Иванов, - воспитанники привыкают относиться к себе и другим людям как к творцам общей пользы и радости…» / /.
Характеризуя далее принципиальные позиции новаторской педагогики, надо заметить, что она принимает любого ребенка таким, каков он есть. Без этого невозможен прямой диалог с ним и, следовательно, действенная помощь его интеллектуальному и нравственному развитию.
Гуманистические принципы современной системы воспитания иногда выдаются за идею абстрактного гуманизма или христианскую модель. Приверженцы таких оценок забывают, что марксизм (учение, легшее в основу принципов воспитания советской педагогики) – учение предельно гуманистическое. Весь пафос классиков марксизма был направлен на внешнее и внутреннее освобождение человека, на то, чтобы создать ему истинно человеческие условия для существования, самореализации, для свободного и полноценного развития. Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех – таково марксистское решение вопроса о воспитании, о соотношении человека и общества. Домарксистский гуманизм можно назвать абстрактным, потому что он не предлагает реальных средств ее достижения, никак не связывает ее с общественным устройством, с экономическими, политическими, идеологическими структурами общества, без изменения которых цель остается неосуществимой. Именно в этом смысле абстрактный гуманизм противоречит гуманизму конкретно-действенному.
Если созданы принципиальные экономические, политические,, идеологические условия для свободного развития личности, то об «абстрактном» понятии гуманизма говорить уже не приходится.. Реализация гуманистических идеалов переходит в плоскость практической работы.
Именно так и началась строительство советской педагогики в 20-е годы, в котором непосредственное участие принимали Н. Крупская, А. Луначарский, С. Шацкий, П. Блонский и др. Главной задачей было развить демократические отношения в школьном коллективе, научить их демократической культуре социального действия. Дело заключалось в том, чтобы помочь ребенку реализовать себя как личность через установление демократических, равноправных отношений со взрослыми и другими детьми. При переходе к повсеместному администрированию и административная педагогика, превратив конкретно-действенную гуманистическую направленность в абстрактную.
90-е годы ХХ века принесли новое понимание понятия «гуманистическая система воспитания»
В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим прогрессообразующие и стабилизирующие функции
· сохранения, воспроизводства, развития культуры;
· обслуживания исторического процесса смены поколений;
· создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического развития и жизнетворчества;
Базовыми компонентами воспитания являются:
· воспитание свободной личности;
· воспитание гуманной личности;
· воспитание духовной личности;
· воспитание творческой личности;
· воспитание практичной личности.
Обновление системы воспитания, опирающегося на принцип гуманизации, по мнению Бондаревской Е.В. означает: