Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии
Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»
Допущена к защите: ________________
Научный руководитель______________
Рецензент _________________________ Исполнитель:
_________________
Декан ФЗО и ПК: __________________ _________________
Защищена в ГАК «___»_____________г.
с оценкой________________ Научный руководитель:
ё ____________________
Председатель ГАК_________________ ____________________
Члены ГАК_______________________
Новосибирск 2004
Содержание
Введение ……………………………………………………………3
Глава I. Гуманистическая система воспитания
в истории педагогики………………………………………………6
§ 1. Воспитательная система в психолого-педагогическом
контексте……………………………………………………………6
§ 2. Гуманистическая система воспитания……………………….11
Глава II. Гуманистическая система воспитания в очерке
Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»……………………………25
§ 1. Особенности литературы ХIХ в. как отражение
гуманистической системы воспитания……………………………25
§ 2. Атмосфера художественного мира Н.С. Лескова……………30
§ 3. Описание кадетского корпуса…………………………………34
§ 4. Отражение гуманистической системы воспитания
в очерке Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»…………………..37
Заключение………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………….54
Введение
Гуманистическая система воспитания – это проблема современной гуманитарной науки. Нас интересует в большей мере психолого-педагогический ее аспект в литературоведческом преломлении. Поскольку комплексные исследования этого вопроса не получили должного внимания, мы на основе разрозненных наблюдений педагогов, психологов и литературоведов проведем собственное исследование на примере очерка Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». Объектом нашего исследования будет являться художественный текст, а предметом – гуманистическая система воспитания. Чтобы осветить обе стороны вопроса, мы будем использовать методы анализа художественного текста и научной литературы; синтеза теоретических положений и практических реализаций гуманистических принципов системы воспитания.
Базой для нашего исследования послужили педагогические сочинения Я.А. Коменского / /, Ж.Ж. Руссо / /, Дж. Локка / /, И.Г. Песталоцци / /, К.Д. Ушинского / /, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко; психологические взгляды З. Фрейда, К. Г. Юнга / /,Б.Ф. Сктннера, И. Шульца, К. Роджерса, А. Маслоу; аналитическая работа .Л.С. Немова, Е.В. Руденского / /, Г. М. Андреевой / /; литературоведческие работы Л. Аннинского / /, И.А. Винорадова / /, А.А. Горелова / /, Л.А. Евстигнеевой / /, Б.М. Эйхенбаума / / и многих других.
Каким бы вопросом не занимались литературоведы, проблема «воспитательной системы» в произведениях Н.С. Лескова затрагивается всегда. Например, И.П. Видуэцкая / / и А.И. Фаресов / / рассматривают ее на фоне жанровых особенностей произведений Лескова, В.Б.Катаев / / и Н.И. Либан / / – при выявлении особенностей авторского кругозора, Л.Ю. Максимов / /, Н.А. Николина / /, Г.Н. Поспелов / / - на фоне исследования функций различных речевых деталей, А.С. Орлов / /, Ю. Раков / / - с помощью выявления психологических особенностей персонажей и др.
Кроме того, психолого-педагогическая и методическая база творчества Лескова освещена в работах Е. Добина / /, Л.А. Евстигнеевой
/ /, Г.Н. Есипенко / /.
На Российском радио проводятся полемики с участием и без участия журналистов, ключевыми вопросами которых являются
· Педагогика и читательское восприятие произведений Лескова;
· Психология отношений между героями Лескова, автором и читателями;
· Методические аспекты системы воспитания в художественном мире произведений Лескова.
Таким образом, целью нашей работы является выявление особенностей гуманистической системы воспитания в очерке Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» посредством изучения исторических фактов, художественного мира произведений Лескова и принципов реализации педагогической практике и художественной литературе того времени. Это и будут наши задачи, способствующие реализации цели.
Материал нашей работы разбит на две главы. В первой мы излагаем суть проблемы гуманистической системы воспитания в психолого-педагогическом аспекте. Во второй – реальное отражение гуманистической системы воспитания в произведении «Кадетский монастырь».
Мы предполагаем, что реальное «положение» в кадетском корпусе несколько отличалось от представленной «исторической» и «художественной» правды, а именно: находилось на их «пересечении». Мы осознаем, что в конце работы не получим стопроцентного подтверждения гипотезы, но посредством значимых деталей сможем выявить максимум или минимум ее вероятности.
Глава I
Гуманистическая система воспитания
в истории педагогики
§ 1. Воспитательная система в психолого-педагогическом контексте
С точки зрения педагогики, воспитание – это такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности. / /. А система воспитания – это совокупность методов и приемов, посредством которых осуществляется процесс формирования личности. / /
Любая система воспитания рассматривается, прежде всего, с точки зрения педагогики и психологии, поскольку именно эти дисциплины имеют непосредственно отношение к процессу воспитания.
С точки зрения педагогики, система воспитания рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемая в конкретной ситуации для достижения определенного результата. Но, вместе с тем, это категориальное понятие, связанное с понятиями формирования и развитие личности.
Формирование личности – это действие совокупности объективных и субъективных природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей факторов. Развитие личности – это процесс усвоения ребенком социального опыта.
Таким образом, система воспитания – это методика формирования и развития личности посредством практической реализации какой-либо идеи.
Идея – это то, что определяет подход к системе воспитания учеными и практиками.
В теории советской педагогике существовали метафизическая и диалектическая концепции воспитания.
Метафизическая концепция представлена разработками западных ученых в двух аспектах: биологическом и социальном.
Биологизаторы – в основе развития личности лежит наследственность и человек при рождении получает все формы психологической деятельности и только к определенному сроку они развиваются. Извне человек ничего не приобретает.
Социологизаторы главным фактором личностного развития считали среду.
По словам В.И. Ленина, эти концепции отрицают друг друга, но сходятся в своей классовой сущности: плохая наследственность предполагает плохую среду, хорошая наследственность – хорошую.
Диалектическая (Ленинская) концепция гласит о том, что развитие личности идет постепенно и скачкообразно (постепенно – от простого к сложному; скачкообразно – накопление количественных изменений, перерастающих в новое качество).
Субъективность теории гуманитарных наук в советском государстве очевидна, но тем не менее, расхождения с объективной наукой различаются лишь на эмоциональном уровне.
Аналитическая работа Л.С. Немова, Е.В. Руденского / /, Г.М. Андреевой / /, Л.А. Ситченко / / и многих других пзволила выделить три основных подхода к системе воспитания.
1. Психодинамическая.
Поскольку ребенок воспитывается главным образом в семье, то результаты этого воспитания зависят от того, что родители смогли привить ребенку до 5 лет, так как «психика стремится к повторениям» (З. Фрейд). Сторонниками этой концепции являются З.Фрейд, К.Г. Юнг, Р. Мюррей, К. Хорни.
2. Социодинамическая.
Главное влияние отдается обществу. Сторонники – Б.Ф. Скиннер, И. Шульц и др.
3. Гуманистическая.
В каждом человеке существует личностное зерно, содержащее нравственные ценности, которые разворачиваются в зависимости от конкретной ситуации (К. Роджерс. А. Маслоу).
Психологический аспект рассмотрения системы воспитания заключается в реализации межличностных отношений в процессе воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Таким образом, педагогика описывает внешнюю сторону процесса воспитания, а психология – внутреннюю. Их совокупность дает возможность представить систему воспитания как объективный процесс целенаправленного характера.
Цель воспитания – сформировать определенные качества и черты, благодаря которым личность может полноценно функционировать в обществе. Однако, чтобы цель воспитания была достигнута, во-первых, она должна быть реальной, во-вторых, методика ее достижения должна соответствовать формулировке цели.
Например, целью воспитания в советской системе воспитания и обучения было «формирование всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и общественную активность», однако, система воспитания имела другую практическую направленность: «воспитание элементов системы» / /.
А. Орлов и Л. Радзиховский выделяют такие черты административной системы воспитания как антигуманность и лицемерие.
Антигуманность проявлялась в том, что обучение брало верх над воспитанием («Школа учит, дает знания. А раз человек обучен, это должно и воспитывать его») и «задавленности» школьного учителя.
Лицемерие проявлялась в «болезни слов». Теоретики педагики говорили одно, а в школьной практике происходило нечто иное. «Высшего воплощения это лицемерие достигало в перечне нормативных требований к личности советского ученика…
Таким образом, перед педагогами стояла проблема гуманизации педагогики посредством «обхождения» административных препон, выработке собственных форм и приемов воспитания учеников. Но ни один даже самый талантливый учитель не может полагаться только на собственный опыт. Педагоги обращались к научным источникам, художественной литературе, классикам педагогической и психологической мысли, называя свою методику то «авторской», то «сотруднической», то «гуманистической».