Введение
1. Италия ХIII–ХIV вв.
2. Жизнь и деятельность Данте
3. «Божественная комедия»
4. Жанр и сюжет
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение
В конце ХIII–начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.
Ф.Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.
Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах». В «Божественной комедии» как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз теологических схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом нового времени. С большим уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он беспощадный судья и пламенный трибун. Он презирает малодушие, обличает измену и своекорыстие чувств, он не останавливается перед самой беспощадной критикой пороков папской курии и даже самому Бонифацию VIII отводит место в аду.
Замечательно политическое мастерство Данте – его сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении образы «Ада», « начертанные гением сурового Данте» (В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина, ст.II)
1. Италия ХIII–ХIV вв.
В предисловии к «Манифесту Коммунистической партии» объяснена и причина, почему «первый поэт нового времени» появился именно в Италии. «Первой капиталистической нацией была Италия», - пишет Энгельс. В этой стране, расположенной на торговых путях из Европы в Азию, раньше, чем в других странах, развивалась мощная торговля, и появились зачатки капиталистической промышленности. В городах Северной Италии в XIII в. выросла сильная буржуазия, которая, опираясь на народ, лишила феодалов их прежней власти, создала и возглавила городские самоуправления (города - коммуны).
В этих новых общественных условиях формировался Данте Алигьери как человек и поэт.
2. Жизнь и деятельность Данте
Данте Алигьери (1265–1321) происходил из обедневшей дворянской семьи. Он получил прекрасное по тому времени образование в богословском духе, однако был хорошо знаком и с античной литературой, особенно с творчеством Вергилия, который стал его любимым писателем.
Из книги Данте «Новая жизнь» мы узнаём историю его любви, зародившейся ещё в детстве, к девочке Беатриче, дочери соседа, с которой Данте встретился на весеннем празднике в доме её отца. Беатриче (Биче) Портири – реально существовавшее лицо. Данте позднее встречался с нею, когда она была уже взрослой девушкой, а затем замужней женщиной, и поклонялся ей в духе возвышенной любви, отчасти похожей на рыцарскую. Беатриче умерла молодой. Её образ, предельно идеализированный, стоит в центре всего творчества Данте. Об этой любви Данте рассказывает в книге «Новая жизнь», где прозаическое повествование чередуется со стихами.
Буржуазное развитие Италии настоятельно выдвигало задачу объединения страны. На этой почве происходила ожесточённая борьба двух партий: гвельфов – поборников объединения под властью римского папы и гибеллионов – сторонников германского императора. Данте Алигьери по традиции своей семьи состоял в партии гвельфов. В 1300 г. она раскололась на так называемых «чёрных» и «белых» (названия по цвету гербов двух семейств). Кроме сложной борьбы социально-экономических интересов, толчком к расколу послужили интриги папы Бонифация VIII: он задумал полностью подчинить себе Флоренцию, сделав своего родственника её властителем. «Чёрные» поддерживали папу, «белые», в том числе Данте, яростно восстали против его происков. Будучи дворянином, Данте, однако, присоединяется к горожанам, отстаивающим свободу города-республики, и выступает за союз с широкими массами народа. Бонифаций с помощью наёмного французского полководца добивается победы своих сторонников и разгрома «белых». В 1302 г. Данте был приговорён к изгнанию и больше не возвращается в родной город. В последние годы жизни Данте скитается по разным городам Северной Италии.
3. «Божественная комедия»
В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал своё величайшее создание – поэму «Божественная комедия». Он закончил её, по-видимому, незадолго до смерти. Произведение это – итог всей его жизни – даёт широчайшую картину представлений Данте о мире, о действительности и пламенную проповедь дорогих ему идей. «Божественная комедия» - высшее достижение средневековой культуры и знаменует собой переход к новой эпохе.
4. Жанр и сюжет
Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отражённые в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, учёного, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.
Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал её просто «Комедия», употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией – всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика этого жанра, ни установка обязательно вызвать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавие поэмы, то он не принадлежит Данте, и утвердился не раньше XVI в., притом отнюдь не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение её политического совершенства.
Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвящённые изображению трёх частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - ада, чистилища и рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, причём к первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трёхстрочными строфами – терцинами).
Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице). В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до мельчайших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом «звёзды» (stelle), что имя Христа рифмуется только с самим с собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Марии, и т.д.
Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. рассказа о путешествии по загробному миру. Она построена на целой системе символов - образов, которым придан второй, иносказательный смысл (ими всегда широко пользовались богословы). Данте повествует о том, как он однажды заблудился в тёмном лесу, под которым, по-видимому, подразумеваются заблуждения и греховные нравы. Три зверя – лев, пантера и волчица – преграждают ему дорогу; это символические образы трёх грехов – властолюбия, честолюбия и алчности. На помощь ему приходит незнакомец, который оказывается духом его любимого писателя Вергилия. В поэме он символизирует светскую (не церковную) науку.
Вся первая песнь поэмы – сплошная аллегория. В религиозно-моральном плане она истолковывается следующим образом: дремучий лес – земное существование человека, полное греховных заблуждений; три зверя – три главных порока, губящих человека (лев – гордость, волчица – алчность, пантера – сладострастие); Вергилий, избавляющий от них поэта, – земная мудрость (философия, наука), Беатриче – небесная мудрость (разум – преддверие веры).
Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства. Вергилий проводит Данте через ад и чистилище, чтобы указать ему путь к спасению души.