Самые сильные стороны его - связь с народом, вера в революционный энтузиазизм масс, понимание высоких целей революции. Левинсон владеет высокая романтическая мечта о светлом будущем. Разум и воля партии воплощены не в одном Левинсоне. Вместе с ним руководят отрядом отважный, безгранично преданный революции юноша Бакланов, шахтер Дубов, подрывник Гончаренко.
Мечик - полная противоположность Левинсону. И в революции он чисто случайно. Мечик - малодушный и трусливый себялюбец. У него были мысли о героических поступках. Но «героические поступки» на этом и кончились. Попав в отряд, Мечик, конечно, думал о себе хорошо, вряд ли он тогда думал обо всей сложности и трудности в отряде. Он был очень далек от этого. И поэтому, когда ему дали вместо хорошего, боевого коня неухоженную кобылу, он тут же сник. Он, видимо, воображал себя на коне, размахивающим саблей, а тут вдруг дряхлая кобыла. И вот, с этих пор «кипучая жизнь отряда пошла мимо Мечика».
Очень привлекателен для нас образ Метелицы «за ту необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом». Главное в нем - это богатство его души. Метелице присуще бесстрашное отчаяние, из-за которого он и попадает в руки казаков. Но даже в плену, даже когда становится ясно, что «ему действительно не уйти на этот раз», сломить жизненную силу Метелицы невозможно.
Поступки этого героя почти всегда необдуманны, интуитивны. Метелица, наверно, и сам не знает, что он герой; только в последние минуты своей жизни он мысленно формирует цель своей борьбы: «…все самое большое и важное из того, что он делал в жизни, он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей». И умирает Метелица тоже в порыве, пытаясь осуществить то, что пришло ему в голову в штабе при допросе, пришло неожиданно, вдруг, но не случайно, а как закономерный итог его короткой, но прекрасной жизни. Несмотря на пытке, он не проронил ни одного слова и погиб как герой. Так же не задумываясь погиб Бакланов, прикрывая отход отряда. Фадеев показал нам, как развивались судьбы его героев, как развивались судьбы его героев, как в процессе борьбы духовно обновлялись.
Существенное место в романе занимает образ Морозки. В нем происходит процесс формирования новой личности в условиях революционной действительности. Иван Морозка был шахтером во втором поколении. Дед его пахал землю, а отец добывал уголь. С двадцати лет Иван катал вагонетки, матерился, пил водку. Он не искал новых путей, шел старыми: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке, дрался, гулял, воровал ради озорства овощи. Сидел в тюрьме во время стачки, но никого из зачинщиков не выдал. Был на фронте в кавалерии, получил шесть ранений и две контузии. Он женат, но семьянин плохой, делает все необдуманно, и жизнь ему кажется простой и немудреной. Морозка не любил чистеньких людей, ему они казались ненастоящими. Он считал, что им нельзя верить. Сам он стремился к легкой однообразной работе, потому и не остался ординарцем у Левинсона. Товарищи порой зовут его “балдой”, “дураком”, “чертом патлатым”, но он не обижается, дело для него важнее всего. Морозка умеет размышлять: подумывает о том, что жизнь становится “хитрей” и надо самому выбирать дорогу.
Он считал свою жизнь веселой. Однако каторжный труд воспитал в Морозке ненависть к тем, на кого он работал. Не случайно, когда началась война, он сразу нашел свое место в борьбе за Советскую власть. Но въевшиеся в его душу привычки остались с Морозкой и в партизанском отряде. Он дисциплинирован, собран, умеет подчинять воле эмоции и чувства. Морозка импульсивен, он действует, не задумываясь о последствиях своих поступков. Так без всякой надобности крадет на огороде дыни. Раздосадованный хозяин удивлен, почему Морозка не попросил. Он бы дал сколько угодно. Но в том-то и дело, что боец сам не понимает причину своего поведения. Лишь под угрозой изгнания из отряда Морозка начинает осознавать, что для него значит дело, которым он занимается. Но на суде, когда Дубов обвиняет его, он говорит, что кровь свою отдаст за каждого. Морозка один из тех, кто поднялся из миллионных масс народа. В борьбе он духовно обновляется. Помогают Морозке встать на правильный путь коммунисты отряда. Приобщение к осмысленной жизни - главное в судьбе каждого человека. И радость такого приобщения познает Морозка. В сцене переправы, когда прошел слух, что враг наступает, крестьяне сгрудились у переправы. Попав в эту сумятицу, Морозка хотел по старой привычке попугать крестьян, да передумал и стал наводить порядок у переправы. И когда крестьяне обступили его, он почувствовал себя большим, ответственным человеком. И в решающую минуту жизни, когда в полную силу раскрывается подлинные качества человека, истинная его суть, в минуту смертельного испытания Морозка оказался настоящим человеком. Для Морозки не может быть дилеммы: спастись за счет товарищей или предупредить их. В его голове даже и не возникло подобных мыслей. «...Когда внезапно выросли перед ним желтые околыши казачьих фуражек и Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами... — Сбежал, гад,— сказал Морозка, вдруг с необыкновенной ясностью представив себе противные и чистые глаза Мечика и испытывая в то же время чувство щемящей тоскливой жалости к себе и людям, которые ехали позади него. Ему жаль было не того, что он умрет сейчас... но он ясно понял, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих людей, что ехали позади него... Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было установлено... потом мир точно раскололся надвое, и он вместе с Иудой упал в кусты, запрокинув голову». Лишь восемнадцать человек, не считая себя самого, Левинсон вывел из последней стычки с белоказаками. Он плачет, не стесняясь слез, так как погибли лучшие товарищи: «...и перестает плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности». Свои слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого…» - он полностью оправдал ценой жизни. Чтоб спасти товарищей, он, не колеблясь, пожертвовал собой.
В образе Морозки Фадеев показал, что революция помогает людям освобождаться от пережитков прошлого, закаляет их и пробуждает в них лучшие, прекраснейшие качества души.
Роман Фадеева, изображающий действительность в ее революционном развитие, в борьбе нового со старым, в процессе победы нового над старым, отмирающим, способствующий коммунистическому воспитанию трудящихся, явился выдающимся произведением социалистического реализма. В «Разгроме» Фадееву удалось с большой силой раскрыть освободительный и патриотический характер революции, значение партии для судьбы народа.
Фадеев первым из молодых советских писателей достиг высокого мастерства в изображении революционной борьбы, в создании образов героев революции.
Фалеев показал нам, как развивались судьбы его героев, как в процессе борьбы духовно обновлялись они. Его роман был тепло встречен читателями и большинством критиков.
1.2. Человек в огне гражданской войны в произведении Б.Лавренева «Сорок первый».
Борис Андреевич Лавренев прошел литературе большой, но прямой, никогда не сбивавшийся на обочину путь. О Лавреневе повелось писать, прежде всего, как об изысканном мастере сюжета, умевшим строить действие в своих пьесах и рассказах так, как умели это делать только немногие в русской литературе. Но Лавренев был еще и писателем, умевшим выводить своего читателя на острие важнейших проблем - нравственных, философских. А об этом нередко забывают. И зря. Ибо забывать это - значило бы не понять в Лавреневе самого главного, основного! Во всем его писательском и человеческом облике только людям, избравшим дорогу через жизнь и искусство однажды и навсегда. Он ведь всегда и во всем был родом из революции.
Большинство произведений Лавренева посвящено эпохе гражданской войны; таковы повести «Ветер», «Звездный цвет», «Сорок первый» «Рассказ о простой вещи», «Седьмой спутник», пьеса «Разлом» и т. д. В гражданской войне Лавренев ищет необычных коллизий, возвышенной героики, сильных чувств и страстей. Натуралистически снижая и развенчивая, персонажи, находящиеся по ту сторону баррикады. Лавренев романтически возвышает и приукрашивает героев-красноармейцев и интеллигентов, борющихся за революцию. В произведениях Лавренева обычно действует масса, происходят бои, ведутся горячие споры. Но в то же время в этих произведениях отсутствует показ классовых коллективов. Герои Лавренева деклассированы. В революции их мучит проблема «правды», и с этой — этической — точки зрения они подходят к событиям гражданской войны. В некоторых произведениях («Седьмой спутник», «Разлом») Лавренев показывает путь интеллигента и военспеца, рвущего со старыми традициями и переходящего на сторону советской власти; особенно характерен в этом плане образ бывшего военного прокурора Адамова («Седьмой спутник»). Для Адамова, сознавшего свою «вину перед народом», есть только один выход: полное опрощение, отказ от самого себя, признание за любым красноармейцем прав носителя «высшей правды». Такими «носителями правды» у Лавренева нередко оказываются даже представители люмпен-пролетарских уголовных низов. Лавренев не ставит перед собой вопроса о переделке человеческого материала в революции и о борьбе за нового человека. Его «демократические» герои не нуждаются в воспитывающем воздействии классовых коллективов. Они даны уже сложившимися, готовыми, «ставшими» революционерами, «сильными» людьми, по сути — индивидуалистами. Их характеры, опрощенные и обедненные, остаются неизменными на протяжении всего произведения. В конструкции своих произведений Лавренев особое внимание уделяет сюжету, строя его зачастую по принципу отдельных новелл, скрепленных единством главного действующего лица (например, в повести «Ветер»), по принципу неожиданно возникающих и преодолеваемых препятствий. Как и полагается романтику, Лавренев наделяет образы своих героических «правдоискателей» сентиментальностью. Героизм приобретает «чувствительную окраску», становится лирически-размягченным. У Лавренева обычен контраст между суровым революционным долгом и влечениями чувства — к родным, друзьям, любимой или любимому («Разлом», «Сорок первый»). Поэтому Лавренев уделяет большое внимание любовной интриге, нередко оттесняя революционные события на второй план. Тяготение Лавренева к отчетливо построенному сюжету делает его произведения доступными широкому кругу читателей. Но такая доступность достигается нередко снижением художественного качества произведений, стилистическим обеднением. Большинство произведений Лавренева до 1927 не столько содействовало воспитанию художественного вкуса читателей, сколько как бы само снижалось до запросов читателей, воспитанных на дешевой переводной литературе. Отмеченные особенности творчества Лавренева определяют его как писателя-попутчика, интеллигента, тяготеющего к пролетарской революции, но не обладающего сколько-нибудь четким материалистическим мировоззрением. Вопросы гуманизма - интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и, прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на фань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.