Смекни!
smekni.com

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (стр. 3 из 8)

Ф.М. Достоевский сумел увидеть главную черту русского женского характера и раскрыть ее в своем творчестве. В его романе присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие - Сонечка Мармеладова - и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку - Катерина Ивановна. Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого. Автор проповедует христианское смирение. Ему больше по душе кротость и великодушие Сони.

А бунтарки - чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей. Такова Катерина Ивановна.

Изображая судьбы Катерины Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации.

Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его "бунтарка" Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

Вероятно, Достоевский был первым русским писателем, сделавшим искусство психоанализа доступным широкому кругу читателей. Если кто-то и не поймет, не осознает того, что показал ему автор, то почувствует точно, что все же приблизит его к видению истинного смысла обрисованной в произведении картины действительности. Герои Достоевского фактически не выходят за рамки бытовой повседневности и решают свои сугубо личные проблемы. Однако в то же время эти герои постоянно действуют и сознают себя перед лицом целого мира, а их проблемы оказываются в конечном счете всечеловеческими. Чтобы добиться такого эффекта, писатель должен проделать чрезвычайно кропотливую работу, без права на ошибку. В психологическом произведении не может быть ни одного лишнего слова, героя, события. Поэтому, анализируя женские образы в романе, следует обращать внимание на все, вплоть до мельчайших деталей.

На первых страницах мы знакомимся с ростовщицей Аленой Ивановной. "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка[5]". Раскольникову омерзительна процентщица, а, собственно, почему? Из-за внешнего вида? Нет, я специально привела ее полный портрет, но это обычное описание старого человека. За ее богатство? В трактире один студент говорил офицеру: "Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…". Но в этих словах нет злобы. Тот же молодой человек сказал: "Славная она, у ней всегда можно денег достать". В сущности Алена Ивановна никого не обманывает, ведь цену заклада она называет до заключения сделки. Старуха зарабатывает себе на жизнь так, как может, что делает ей честь, в отличие от Родиона Романовича, который признался в разговоре с другой героиней: "Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел". Вот кто заслуживает порицания: человек, не желающий работать, готовый продолжать жить на деньги небогатой матери и оправдывающий себя какими-то философскими идеями. Не надо забывать, что Наполеон своими руками проложил путь себе из низов к верхам, и именно это, а не совершенные им убийства, делает его великим человеком. Для дискредитации героя было бы достаточно убийства ростовщицы, но Федор Михайлович вводит еще один персонаж и делает его второй жертвой молодого студента. Это сестра Алены Ивановны, Лизавета. "У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная". Комплекция и здоровье позволяли ей не давать себя в обиду, но она предпочитала существующий порядок вещей. В романе она считается чуть ли не святой. Но почему-то все забывают о том, "чему удивлялся и смеялся студент". Это "было то, что Лизавета поминутно была беременна…". Что же случалось с ее детьми, ведь в квартире обитали только две сестры? Не стоит закрывать на это глаза. Лизавета в своей "доброте" не отказывает студентам. Это скорее безвольность, а не доброта, младшая сестра не ощущает действительности, она и не наблюдает за ней со стороны. Она и не живет в общем-то, она растение, а не человек. Возможно, только простая и работящая Настасья смотрит на Раскольникова трезво, а именно "с отвращением". Привыкшая к добросовестному труду, она не может понять праздно лежащего на диване хозяина, жалующегося на бедность и не желающего попробовать заработать денег, придающегося праздным размышлениям, вместо занятий с учениками. "Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и со злостью стала толкать его". Человек, не увлекающийся психологией, вряд ли придаст этому эпизоду значение. Для него дальнейшее действие романа будет развиваться согласно общепринятому сценарию. Кто-то же благодаря этому персонажу, быть может, усомнится в правоте некоторых героинь, с которыми автор знакомит нас позднее. Говорят, яблоко от яблони недалеко падает. Кто же так избаловал Родиона? Любой психотерапевт ищет корни болезни пациента в детстве последнего. Итак, автор знакомит нас с Пульхерией Раскольниковой, матерью главного героя. "Ты один у нас, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? "[6]. Но ведь он мужчина, он, а не престарелая мать, должен кормить всю семью, благо он имеет возможность работать. Мать готова на все ради сына, даже выдать замуж дочь за человека, "кажется, доброго", зато который и Роде "может быть весьма полезен даже во всем, и мы уже положили, что ты, даже с теперешнего же дня, мог бы определенно начать свою будущую карьеру и считать участь свою уже ясно определившеюся. О, если б это осуществилось! ". Наиболее важна именно последняя фраза Пульхерии Раскольниковой. Не о счастье дочери, идущей под венец без любви и без того уже настрадавшейся, мечтает мать, а о том, чтобы с помощью жениха получше пристроить бездельника сына. Избалованным детям в жизни потом приходится очень трудно, что и доказывает дальнейшее развитие событий в романе.

Марфу Петровну читатель знает только по рассказам других героев произведения, знакомых с семьей Свидригайловых. В ней нет ничего примечательного, она просто нелюбимая жена своего мужа, уличившего его в измене, получившая супруга только благодаря своему состоянию. В конце книги мы встречаем следующую фразу, адресованную будущему самоубийце: "Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме". Похоже, эта женщина появилась среди действующих лиц для того, чтобы с ее помощью уличать жестокого игрока в жизнь.

Далее Раскольников знакомится с семьей Мармеладовых. "Катерина Ивановна с воплем и со слезами выбежала на улицу – с неопределенной целью где-то сейчас, немедленно и во что бы то ни стало найти справедливость". Она подобна Фернанде из романа Маркеса "Сто лет одиночества", которая "бродила по дому, громко причитая – для того, мол, ее воспитывали, как королеву, чтобы стать ей прислугой в сумасшедшем доме, жить с мужем – лодырем, безбожником, а она работает-надрывается, везет на себе хозяйство…". Показательно то, что ни та, ни другая женщина ничего этого не делает. Как у Маркеса нашлась Петра Котес, которая фактически содержала Фернанду, так и Достоевский вывел Соню, чтобы не дать пропасть Мармеладовым. Доброта Сони мертва и мнима, как и святость покойной Лизаветы. Для чего Софья Семеновна стала проституткой? Из жалости к сводным брату и сестрам? Почему тогда она не ушла в монастырь, взяв их с собой, ведь там им жилось бы явно лучше, чем с отцом-алкоголиком и устраивающей им побои матерью? Предположим, что она не хотела бросать на произвол судьбы Мармеладова с женой. Но для чего тогда давать отцу деньги на выпивку, ведь именно это погубило его? Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: "Любить всех, значит не любить никого". Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.