Смекни!
smekni.com

Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина (стр. 6 из 7)

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (журавли не жалеют, грезит конопляник). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (костер рябины красной) и эпитеты (березовый язык, ненужный ком) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Сергей Александрович Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Исследовательская работа

Опираясь на книгу автора А.Журавлева «Диалог с компьютером» мы провели исследовательский эксперимент звукового соответствия стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…». Многочисленные экспериментальные данные, приводимые автором в книге, убеждают нас, что звуки речи не только содержательны, но и еще окрашены в восприятии каждого из нас в различные цвета. Носители языка, а в нашем случае поэт Есенин, окрашивают гласные вполне определенно. Основываясь на таблицы, приводимые Журавлевым в своей книге «Диалог с компьютером», мы провели следующие действия:

1) Подсчитали общее количество всех гласных букв (253);

2) Подсчитали количество гласной е (68), и (36), о (67), а(я) (53), у(ю) (18), ы (12);

3) Просчитали частоту использования определенной гласной в данном стихотворении.

62 : 102

253 1000

На основании данных вывели отношение к норме. Таким образом гласная е превышает норму в 2,4р., а она несет зеленый цвет;

4) Сделав просчеты звукоцветового соответствия стихотворения «Отговорила роща золотая…», мы составили таблицу «Звуковые соответствия в лирическом произведении Сергея Есенина».

Звуковые соответствия стихотворения

«Отговорила роща золотая…»

Звук буква Частота использования Норма Отношение к норме
е 68\253 102\1000 > в 2,6р. – зеленый, желто-зеленый
и 36\253 77\1000 > в 1,8р. – синий
о 67\253 126\1000 > в 2,1р. – светло- желтый, белый
а(я) 52\253 116\1000 > в 1,7р. – густо-красный, ярко-красный
у(ю) 18\253 40\1000 > в 1,8р. – темно-синий, темно-зеленый
ы 12\253 24\1000 > в 2р. – черный, коричневый

Темные оттенки (буквы) и, у(ю), ы: 1,8+1,8+2=5,6

Светлые оттенки (буквы) е, о, а(я): 2,6+2,1+1,7=6,4

Гласные, передающие темные оттенки, создают определенный фон стихотворению: грусть (темно-синий, темно-зеленый), печаль (черный, коричневый). На наш взгляд, фон стихотворения созвучен с увяданием природы. Но все же в стихотворении преобладают светлые оттенки: красный, ярко-красный, который передается гласной а, светло-желтый, белый, который передается гласной о и преобладание зеленого, желто-зеленого оттенка, передаваемого гласное е. Если идет преобладание того или иного цвета выше нормы, то данный цвет создает настроение стихотворения, поэтому на наш взгляд настроение радости, счастья передаются именно этими цветами.

История России и поэт.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе — дугой,

Полярный круг — на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая”. Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края”, тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас рок событий?”

Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация.

Незабываем есенинский “красногривый жеребенок”:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

Сергей Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — ив этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта...” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Заключение

Результатом моей работы по теме «Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина». Была создана мультимедийная программа. В ходе работы мною были решены следующие задачи:

1) При изучении жизненного и творческого пути Сергея Есенина я опиралась на следующие источники: