Главным источником для биографии Добролюбова являются «Материалы», собранные Н.Г. Чернышевским. Начало появилось в «Современнике» 1862 г., № 1, а продолжение – только 27 лет спустя, в «Русской Мысли» 1889 г. Смерть Чернышевского прервала печатание «Материалов» в журнале, но затем они были изданы отдельной книгой (Москва, 1890). – См. Аверкиев в «Русском Инвалиде», 1861, № 267; «Современник», 1861, № 11; Пятковский в «Книжном Вестнике», 1861, № 22; «Библиотека для Чтения», 1862, № 3; П. Бибиков «О литературной деятельности Н.А. Добролюбова»; (Санкт-Петербург, 1862); Зайцев «Белинский и Добролюбов»; Скабичевский «Сочинения», том I; Евгений Марков в «Русской Речи», 1880 г.; Горшков (М.А. Протопопов) в «Русском Богатыре», 1880 г.; В. А. Гольцев в «Русской Мысли», 1885, № 12, и в книге «Об искусстве»; В.И. Модестов в «Нови», 1886, № 6; «Юбилейный Сборник» Литературного фонда (Санкт-Петербург, 1910); Е. Аничков в «Современном Мире», 1911, № 8 и 11; С. Штрайх в «Русском Богатыре», 1911, 10; Овсянико-Куликовский в «Вестнике Европы», 1912, № 1; Антонович в «Журнале для всех», 1902, № 1; Пыпин в «Вестнике Европы», 1905, № 3; В. Добролюбов «Ложь П. Н. Энгельгардта» и «Розанов о Добролюбове» (Санкт-Петербург, 1902); В. Засулич «Сочинения», том II; Богучарский «Из прошлого русского общества» (Санкт-Петербург); Протопопов, «Русская Мысль», 1896, № 12; Н. А. Котляревский в «Вестнике Европы», 1911, № 11; Иванов «История русской критики»; Волынский «Русские критики»; Венгеров «Источники словаря русских писателей»; Владиславлев «Русские писатели». Истекшее в 1911 г. пятидесятилетие со дня смерти Добролюбова значительно подвинуло изучение его жизни и творчества. Появился длинный ряд собраний сочинений Добролюбова.
В ряду собраний избранных сочинений выдаются вышедшие под редакцией Н. А. Котляревского (издание О. Поповой) и В. П. Кранихфельда (издание «Просвещения»). Особенное значение имеют издания под редакцией М. К. Лемке (в 4 томах) и Е. В. Аничкова (пока вышло 7 томов). Они заключают в себе очень много неизвестного и забытого и снабжены обильным и ценным комментарием. Незадолго до юбилея были пожертвованы Литературному фонду бумаги Добролюбова, и разработка этого материала внесла много нового в отношение к личности Добролюбова, которая до того рисовалась в каких-то бесплотных очертаниях. Особенное впечатление произвели отрывки из дневника Добролюбова, напечатанного в юбилейном сборнике Литературного фонда (Санкт-Петербург, 1910, под редакцией Венгерова). Обыкновенно люди в дневниках своих охорашиваются; Добролюбов, наоборот, по преимуществу казнит себя, и только кое-где сквозит и сознание своих сил и достоинств. Наряду с записями настроений истинно высоких, Добролюбов некоторые другие переживания свои излагает подчас с такой откровенностью, что не все даже может быть напечатано. По первому впечатлению эта реалистическая откровенность как будто умаляет образ непреклонного ригориста, который был создан первым биографом Добролюбова – Чернышевским.
Но по существу именно эта смесь разбросанных по всему дневнику высокоидеальных настроений с подробностями ультражитейскими только укрепляет старое представление. Образ Добролюбова выигрывает в жизненности, как выигрывает всякий портрет от наложения теней. Перед нами идеалист в лучшем смысле слова, но идеалист не иконописный, а с кровью в жилах и блеском.