Реферат
на тему: "Жизнь и творчество Н.С. Гумилева и С.А. Есенина"
Николай Степанович Гумилев прожил 35 лет. Мало, но достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте с уникальной судьбой.
"Я вежлив с жизнью современною, - напишет Н. Гумилев в1913г., - но между нами есть преграда". Символистам и футуристам он противопоставит акмеизм. Как создатель нового литературного направления, Н. Гумилев в первом десятилетии XX в. приобрел широкую известность. В статье "Наследие символизма и акмеизм" Н. Гумилев писал, что "символизм закончил свой круг развития и теперь падает... На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм... или ада-мизм". Греческое слово "акме" в переводе означало "цвести" и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального, не мистического в жизни.
Свой путь в поэзию Н. Гумилев начал со сборника "Путь конквистадоров" (1905). Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею буду биться до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую"). Завоевать весь мир означает для поэта увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами - потомками Кука, Лаперуза, Колумба, о которых он напишет прекрасные строки, увековечив всех мечтателей и подвижников ("Капитаны"):
Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
И кажется - в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
Свою поэзию Н. Гумилев называл Музой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Вполне возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Н. Гумилева.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще. ("Я и вы")
Первое путешествие в Абиссинию (ныне Эфиопия) Н. Гумилев совершил в 1910 г. (в год его женитьбы на Анне Горенко, вошедшей в русскую поэзию в 1912 г. под фамилией Ахматова). Позже он был в Африке, Судане, Египте и других странах. Интерес Н. Гумилева к Востоку не был данью моде того времени. Романтик, поэт, исследователь, Гумилев проникся искренней любовью к далекому континенту. Он собирал и изучал фольклор, первым перевел вавилонский эпос "Гильгамеш". Коллекция Н. Гумилева в Этнографическом музее Академии наук уступала лишь собранию Миклухо-Маклая.
В Гумилеве ценно искание трудных дорог, постоянная готовность к подвигу, слияние идеи с жизнью.
В августе 1914 г. Н. Гумилев идет добровольцем на войну.
За отличие в боях и личное мужество Гумилев был произведен в унтер-офицеры, потом в прапорщики и дважды награжден солдатским орденом - Георгиевским крестом. Он писал о себе в 1920 г. ("Память"):
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, беспокойный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
Возвращение в Россию после войны - это возвращение к ее истории, к ее традициям, к ее духу. "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" - строки, которые могут стать эпиграфом к поздним произведениям Гумилева, трогающим до слез, до сердечных спазм, до полного слияния с лирическим героем, открывшим для себя после дальних странствий Родину.
... Как не погнулись - о горе! -
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?
Над потрясенной столицей
Выстрелы, крики, набат... ("Мужик")
Стихотворение "Заблудившийся трамвай" - своего рода метафора жизненного пути поэта, а возможно, и многих из нас.
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, -
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Но в бездну времен всегда врывается жизнь - простая, многогранная, глубокая, вечная.
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Творчество Сергея Александровича Есенина, выросшее на национальной почве, всеми корнями связано с русской культурой (в широком понимании этого слова))
Едва начав печататься, он выступил со своей программой: "У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов". Что стоит за этим?"Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам".
Г Природа дала ему "лирическое чувствование", стала его этической и эстетической школой. "На ветке облака, как слива, златится спелая звезда". Только живой мир, увиденный живыми глазами, мог отлиться в такие добрые стихи:
Там, где капустные грядки
Красной волной заливает восход,
Кленочек маленький матке
Зеленое вымя сосет...
Вот оно, целое, неделимое, великое чудо жизни!
Образы Есенина - от растворенности в природе:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви.
Цветовой образ у Есенина - это и чувство, и мысль. Алый (заря, сок на коже), багряный (кусты), розовый (закат, конь), синий (вечер, небо, туман, час) и т.д. Это не умозрительные символы, а цвета родины, красоты, юности. Цвет у Есенина - это состояние природы и настроение поэта. Часто весь сюжет движется цветом: от белого - к голубому, от голубого - к синему...
Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. "Каскад" метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: "проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза", "улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы", "задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона". Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа "чувствует" как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку, осинке). "Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу", - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате "Ключи Марии".
Лирическому герою Есенина раннего периода свойственны радость бытия, весеннее половодье чувств, открытость души, любовь к меньшим братьям, деревенскому укладу, традициям. У него психология естественного человека) И это важно понять, потому что конфликт с техническим прогрессом, железными конями у поэта возникнет не случайно. Все было разумно в крестьянском укладе: природа диктовала человеку ритм жизни, труда, праздников. Крестьянин вставал по солнцу и жил в соответствии с временами года: весной ладил соху, пахал, сеял, летом жал, осенью пек свежий каравай хлеба. Он дорожил лесом, полем, рекой - это был его ДОМ. На этом фоне особенно заметно физическое и духовное нездоровье горожан: вялость, леность, слабость, даже порочность. Защищая естественного человека и русскую деревню как исток России, поэт вышел на очень важную проблему XX в. - экологию природы и человека...
Урок Есенина - это урок цельного, нерастраченного чувства любви к родине, которое всегда было и будет вне моды. Начинаясь с домика с голубыми ставнями, родина вобрала в себя околицы, церкви, поля, купающиеся в сини. В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная." Русь простая, нарядная, веселая, в чем-то иконописная, а главное - одухотворенная. Лирический герой воспринимает ее в детской радости по случаю храмового праздника ("кроткий Спас"), который и "захожего богомольца" способен приобщить к звенящему девичьему смеху. "Радуйтесь и веселитесь!" - сказано в Евангелии, и радость приходит к человеку, если он умеет жить в гармонии с Богом, природой, всем живым. Вот почему последние строки стихотворения стали для нас хрестоматийными:
Если скажет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Тургеневская мысль "каждый прорастай в землю свою" нашла ярчайшее воплощение в творчестве Есенина. "Прорастай" - то есть люби, жалей, не изменяй духу ее, обычаям, традициям, плачь над ней. И Есенин заплакал, когда в 1914 г. началась первая мировая война. Все изменилось в его поэтическом мире: "потонула деревня в ухабинах", "заслонили избенки леса", "воют в сумерки долгие, зимние волки грозные с тощих полей", "грянул гром, чашка неба расколота", "загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину", "машет саваном пена с озер" ("Русь", 1914). Образы скорби, страдания, разрушения прежнего уклада поражают неза-тертостью, искренностью, человечностью.
^Читаешь стихи, написанные до 1917 г., и начинаешь понимать смысл загадочной есенинской строки: "И дремлет Русь в тоске своей веселой" (вспомните пушкинское: "печаль моя светла"). Так видел Есенин свою Русь - не в безысходной, трагической тоске от бедности, неурожаев, смертей, а в ожидании и надежде на лучшее, за которыми - скромность, нетребовательность к жизни, как в молитве: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".