Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество Толкина (стр. 2 из 3)

Замыслив именно таким Бильбо Бэггинса, Толкиен, как бы ненароком, подсказывает детям о безграничности их возможностей. И еще одно небезынтересное обстоятельство. Хоббиты – народ свободный. В Хоббитании нет вождей. И Хоббиты прекрасно без них обходятся. Размышляя о замысле характера Бильбо, Толкиен скажет: «Меня всегда впечатляло то, что все мы живем и существуем, благодаря неукротимой отваге, проявляемой самыми что ни на есть маленькими людьми в, казалось бы, безнадежных ситуациях». Но «Хоббит» всего лишь прелюдия. Присказка… Заманка в непомерно великий иномир. Ключ для загляда в другие измерения. И предупреждение, серьезный повод для размышлений… За случайно найденное Бильбо Кольцо Власти, дающее возможность становиться невидимкой, приходится жестоко расплачиваться. Остросюжетная сказка неоднократно намекает на таящийся за ней мир куда более значимых невероятностей. Переходными мостами в безмерное будущее являются два самых загадочных персонажа Хоббита: серый маг Гендальф и омерзительное, неуловимое как ртуть, существо по имени Горлум… Но, что очень важно, скользкое чудовище Горлум, при всей своей отвратительности, вызывает не только щемящее сочувствие, но и постоянно нарастающий интерес. А за фантастической фигурой чародея Гендальфа, уже проглядывается притягивающий, манящий за собой далекий свет иного бытия. Хоббит вышел в свет 21 сентября 1937 года. Первое издание было распродано уже к Рождеству. Сказка получает премию издательства «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», как лучшая книга года. Хоббит становится бестселлером. И не только для детей… Но и для тех мыслящих читателей, кто увидел в книге пролог к проникновению в иные миры.

Роман-эпопея Властелин колец стал эликсиром жизнелюбия для десятков миллионов людей на планете Земля. Парадоксальным доказательством, что именно жажда познания чудес и двигает миры. Властелин колец произрастал и совершенствовался на фантасмагорической почве Сильмариллиона. Не случайно все самые невероятные обитатели романа-эпопеи не вызывают и секунды сомнения в их реальности.

Достоверность толкиеновского мира убеждает именно неотразимостью своей необходимости. В ошеломляющих фантазиях толкиеновского мира предельно зримы все самые сложные взаимоотношения его обитателей. Хоббитов и орков, людей и эльфов, гномов и гоблинов, волшебников и огненных монстров, чудовищных насекомых и гигантских Листвинов. На редкость конкретно выписано даже плавящееся Око Зла.

В романе Толкиена ничто не случайно. Будь то ощеренные лики, некогда мелькавшие на полотнах Босха и Сальвадора Дали, или в творениях Гофмана и Гоголя… Все здесь имеет двадцатикратной прочности основу… Так имена эльфов пришли из языка былого кельтского населения полуострова Уэльс. Гномы и маги именуются, как подсказали скандинавское саги. Люди награждаются именами из ирландского героического эпоса. Собственные толкиеновские придумки фантастических существ имеют основу «народнопоэтического воображения» - то есть, фольклорную. Когда роман Властелин колец уже начнет приносить Толкиену прижизненную славу, писатель, шутя, скажет: «в некотором смысле эта история и вся связанная с нею мифология могут оказаться правдой.» А несколько позднее добавит уже всерьез: «Каждый писатель, создающий вторичный мир, желает в какой-то мере быть настоящим творцом. И надеется, что черпает свои идеи из реальности… Мир его фантазий, возможно, действительно помогает украшению и многократному обогащению реального мироздания.»

Время самой активной работы Толкиена над Властелином колец совпало со Второй Мировой войной. Несомненно, все тогдашние переживания и надежды, сомнения и чаяния автора не могли не отразиться в жизни даже его инобытия. Отчего именно во Властелине колец надежда на победу разума и света обретает столь пронзительную неотразимость

Одним из главных достоинств романа Толкиена является пророческое предупреждение о смертельной опасности, таящейся в безграничной Власти - власти многоликой и коварной, испепеляющей души и тела, гибельной для всего живого, творящего и созидающего, необратимо насаждающей ненависть и смерть, стремительно множащейся, плодя зло и насилие. Противостоять этому кошмару способно лишь единение самых отважных и мудрых поборников добра и разума, способных непомерным подвигом остановить могильщиков радости бытия. Безграничное Зло жуткой Власти олицетворяют в романе всемогущий Черный Властелин Саурон и бесчисленные орды его подданных: черные призраки, орки и гоблины, чародей-демагог Саруман, огненный монстр Барлог и множество других хищников-разрушителей.

Первыми, кто принимает на себе удары сил зла, оказываются хоббиты. Малыши – «невысоклики», вольнолюбивые и свободные. Привыкшие обходиться без вождей:

отважный Фродо – племянник неунывающего Бильбо Бэггинса и верный друг Фродо – Сэм Скромби… Конечно к Хоббитам спешат на помощь лучшие из яростных противников Власти Зла… Великий волшебник-жизнелюб Гендальф открывает Фродо смертельно опасный план уничтожения Кольца Власти, доставшегося Фродо от дядюшки Бильбо. Вступают в битву за жизнь, против Черного Властителя Саурона все самые светлые жители Средиземья: прекрасная царица эльфов Галадриэль, благороднейший витязь Арагорн, весельчак-великан, страж заповедника природы, Том Бомбадил. Гордые гномы и древние пастухи деревьев Онты Бесконечно многотрудным и жертвенным оказывается путь к свободе. Гибнет от Кольца Власти суровый витязь Боромир.

Сам храбрейший и мудрый волшебник Гендальф категорически отказывается хранить до уничтоженияКольцо Власти при себе. И только малыш Фродо, обыкновенный хоббит Фродо, со всеми его слабостями и несовершенствами, проносит гибельное Кольцо Власти через все неимоверные испытания. С каждым новым шагом вглубь жуткого Мордора – царства Черного Властелина Саурона, хоббит Фродо проявляет все больше мужества и самоотверженности.

Первые два тома Властелина колец вышли в 1954. В 1955 опубликован третий том. «Эта книга – как гром среди ясного неба, – воскликнул знаменитый писатель К.С.Льюис. – Для самой истории романа-истории, восходящей ко временам Одиссея – это не возвращение, а прогресс, более того – революция, завоевание новой территории».

Роман с удивительной быстротой был переведен на многие языки мира, и разошелся сначала миллионным тиражом, а на сегодняшний день превзошел планку в двадцать миллионов. Книга стала культовой среди студенческой молодежи.

Время всегда проходит сначала через молодых. Самые одаренные и образованные первыми откликаются на явления будущего. Немудрено, что многомерность и мудрость таланта автора Властелина колец первыми оценили молодые интеллектуалы. Творения Толкиена впервые стали появляться в России, в середине семидесятых годов. Сегодня число поклонников творчества одного из лучших писателей 20 в. в нашей стране, не уступает количеству приверженцев толкиеновского мира в других странах. Особенно среди тех, кто сразу чувствуют кровь сердца великого поэта Средиземья, между строчек его волшебных, неповторимых и непревзойденных книг. Теперь, когда на мировые экраны вышла трилогия «Властелин Колец» режиссера Питера Джексона (волшебно снятая в Новой Зеландии), среди молодых и совсем юных поднялась новая, огромная волна интереса именно к роману «Властелин колец».

Последняя сказка, которую написал Толкиен в 1965, называется Кузнец из Большого Вуттона. В 1977 году публикуется окончательный, полный вариант Сильмариллиона, изданный уже сыном писателя – Кристофером Толкиеном. Как сказал биограф Толкиена Хамфри Карпентер – «Его настоящая биография – это «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион», ибо истинная правда о нем содержится в этих книгах».

Хоббит (1937) Это классическая детская "fairy-tale" (волшебная история, сказка). Впоследствии Толкин сожалел о детском стиле и тоне этой книги, придя к убеждению, что правильная аудитория этого жанра - взрослые, а не дети
Властелин Колец (1954-1955) Продолжение "Хоббита", тоже волшебная история, но написанная уже для взрослых. В основном благодаря этой книге Толкин получил мировую известность.
Сильмариллион (1977) Почти всю жизнь Толкин создавал свою собственную мифологию, легенды о воображаемом далёком прошлом. На эти легенды он неоднократно ссылается в "Хоббите" и "Властелине Колец" - это их далёкая предыстория. Толкин при жизни не успел окончательно подготовить эти легенды к изданию и большая их часть была издана после его смерти под редакцией его сына, Кристофера Толкина.

У книг Толкиена нет конца. Они бездонны, как величайшие книги человечества…

Чем глубже в них входишь, тем больше видишь, слышишь и чувствуешь их бесконечность. Ибо они созвучны Вселенной. КнигографияСамые известные книги

Приключения Тома Бомбадила (1962) Это небольшой сборник хоббитских стихотворений с предисловием.
Дорога вдаль и вдаль идет (1967) Это сборник стихов Толкина из "Властелина Колец" положенных Д.Сванном на музыку (в книге приведены ноты для пианино и гитары).Особую ценность представляюст собой "Замечания и переводы" Толкина, прилагающиеся в конце.
Руководство по переводу имен собственных из "Властелина Колец" (1975) Указания Толкина переводчикам. К сожалению, они адресованы в первую очередь переводчикам на немецкий и родственные языки. Здесь можно узнать этимологию многих имен собственных. Опубликовано в книге "A Tolkien Compass".
Рисунки Д.Р.Р.Толкина (1979) Текст предисловия, сами рисунки с комментариями по-английски. Первый сборник рисунков Толкина с комментариями Кристофера Толкина. Почти все рисунки посвящены Средиземью.
Незаконченные сказания (1980) Начиная с этой книги Кристофер Толкин стал публиковать черновики и отрывочные, незаконченные тексты, сохранившиеся в бумагах его отца, содержащие сведения, не вошедшие в основные книги.
Письма Д.Р.Р.Толкина (1981) Подборка писем Толкина, в основном выбраны те, где говорится о Средиземье и описывающих его книгах Толкина.
Серия "История Средиземья" (1983-1996) Двенадцатитомное собрание черновиков и незаконченных текстов Толкина, откомментированных Кристофером Толкином.
Прозаический отрывок о Турине (1995) Разбор текста, записанного письменами Румила. В настоящее время это единственный опубликованный текст, содержащий подробные сведения о румиловских письменах. Опубликовано в журнале "Vinyar Tengwar", номер 37.
Осанве-кента (1998) Перевод А. Голубина, перевод Анариэль Эссе с подзаголовком "Исследование Передачи Мысли". Опубликовано в журнале "Vinyar Tengwar", номер 39.
Приложение D к "Quendi and Eldar" (1998) Приложение к эссе "Quendi and Eldar", не вошедшее в книгу "War of the Jewels". Опубликовано в журнале "Vinyar Tengwar", номер 39.

Менее известные книги Д.Р.Р.Толкин умер в 1973 г. - почти все более поздние издания составлены его сыном Кристофером Толкином на основе оставшихся бумаг. Книги о Средиземье Средиземьем (не вполне адекватный перевод английского Middle-Earth) часто называют мир, в котором происходит действие "Властелина Колец" и многих других книг Толкина.