Работа на тему:
Жюль Верн, как первооткрыватель Интернета
2004
План
Введение
Жюль Верн – источник возникновения легенд
Жюль Верн и его роман «20 тысяч лье под водой»
Океан Жюля Верна, я сравниваю с Интернетом
Заключение
Литература
Введение
В Париж в 1848 году приехал двадцатилетний юноша, сын адвоката Пьера Верна из Нанта, крупного портового города на западном побережье Франции. Пьер Верн чрезвычайно гордился своей профессией и хотел непременно, чтобы его первенец Жюль, так же, как и он, сам, стал юристом. Уступая желаниям родителей, молодой человек поступил в знаменитый университет Сорбонну на юридический факультет. Успешно сдав экзамены, он получил ученую степень лиценциата права. Однако адвокатура нисколько не привлекала Жюля. Он твердо решил посвятить себя литературной деятельности. Подобно многим другим начинающим писателям, он бедствовал долгие годы, потому что отец, обманутый в своих ожиданиях, не захотел оказать ему никакой материальной поддержки.
Свой путь в литературе Жюль Верн нашел не сразу. Он писал сперва стихи, пьесы, рассказы, сочинял либретто для оперетт. Вскоре он вошел в писательскую среду, завязал знакомство с корифеями французской литературы - Виктором Гюго и знаменитым автором увлекательных исторических романов - Александром Дюма. Но, несмотря на свою несомненную одаренность, молодой писатель долго не мог добиться признания читающей публики.
Однако время у него зря не пропадало. Ради хлеба насущного он занимался сплошь и рядом литературной поденщиной, но вместе с тем неотступно думал о произведениях совершенно особого, не существовавшего прежде рода. Он мечтал создать, по его собственному выражению, "роман о науке". Интересовала при этом Жюля Верна не сухая, унылая ученость.
Его влекла к себе наука, которая смело входит в жизнь, - наука, которая расширяет возможности человека и помогает ему разгадывать неразгаданное, делает доступными для него такие области действительности, такие отдаленные уголки, куда ранее немыслимо было проникнуть. Еще мальчиком Жюль Верн не очень прислушивался к многословным велеречивым рассуждениям отца, уснащенным ссылками на статьи и параграфы законов. Но его родной город Нант был городом моряков и путешественников - и к их рассказам маленький Жюль, разумеется, не был равнодушен. Сохранились сведения о том, что одиннадцати лет он попытался даже поступить юнгой на шхуну, отплывавшую в Индию. Правда, как сказали бы в наше время, по не зависящим от него обстоятельствам, совершить это путешествие ему не удалось. Но романтика моря, любовь к географической карте и компасу навсегда вошли в его душу.
Жюль Верн – источник возникновения легенд
А вместе со славой вокруг фигуры Жюля Верна, поднялась газетная шумиха. Благодаря стараниям досужих репортеров, возникло множество разнообразнейших легенд. Пожалуй, самая любопытная из них заключалась в том, что... никакого Жюля Верна вообще не существовало. Любители "точных, абсолютно проверенных сведений" усердно уверяли, что этим именем прикрывается целая группа ученых и писателей, работающих коллективно.
Причины возникновения легенды понять, впрочем, нетрудно.
Действительно, откуда могли взяться у одного человека столь обширные познания в самых различных областях науки и техники? Ведь герои романов Жюля Верна в курсе решительно всех естественных наук: и физики, и химии, и зоологии, и ботаники, и геологии, и палеонтологии, и метеорологии, и астрономии. Они превосходно разбираются во всех тонкостях артиллерийского дела и с жаром обсуждают проблемы планирования новых городов.
Далее, откуда у одного человека такое великолепное знание всего земного шара?
Вот небольшая статистическая справка, составленная известным советским ученым-популяризатором Я. И. Перельманом. В десяти романах Жюля Верна действие происходит в Европе, в четырех романах - в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три - в Австралию; девять - в Америку; три - в Арктику и Антарктиду. Открытое море - место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. В самом деле, тут впору было бы поработать целому географическому обществу.
Еще одно обстоятельство способствовало возникновению легенды о Жюле Верне - огромное количество написанного писателем. "Норму" свою - два романа в год - он никогда почти не нарушал.
Романом "Пять недель на воздушном шаре", принесенным Хетцелю, начата была знаменитая серия научно-фантастических книг "Необыкновенные путешествия", заключавшая в себе пятьдесят семь названий. Всего Жюлем Верном было написано свыше ста романов.
Трудоспособность Жюля Верна тем более поражает, что он во второй половине своей жизни вовсе не отличался богатырским здоровьем, а в старости совсем ослеп. Но, несмотря на слепоту, он продолжал неутомимо работать, пользуясь при этом особым транспарантом.
Уже внешний вид кабинета Жюля Верна, показывал, каковы источники, которыми он пользовался в своей работе. Его стол всегда был завален новыми научными книгами и журналами. Все мало-мальски интересное моментально выписывалось на специальные карточки. Таких записей в архиве писателя сохранилось до двадцати пяти тысяч. Все новые изобретения и открытия, равно как и наиболее знаменательные факты из истории науки и техники, тщательно регистрировались в его картотеке.
Наряду с колоссальной эрудицией великий писатель обладал также совершенно исключительным воображением. Ученый с осторожностью, обязательной в научной работе, выдвигал новую гипотезу, изобретатель неуверенно нащупывал пути, как практически осуществить новый технический принцип, а Жюль Верн в своих произведениях делал самые смелые, далеко идущие выводы из этих порой еще робких попыток. Фантазия Жюля Верна, как правило, строилась на гранитной базе науки. Потому-то столько технических новинок им было правильно предсказано и предугадано.
Можно напомнить здесь хотя бы "Наутилус", эту идеальную подводную лодку, проделавшую по воле Жюля Верна 80 тысяч километров под водой. До десяти различных работ, производимых электричеством, предусмотрено романистом в этом произведении, написанном в 1868 году, когда даже обычная электрическая лампочка была делом будущего.
Встречаемся мы в книгах великого французского писателя и с телевидением, и с автомобилями, и со сверхдальней артиллерией, и с летательными аппаратами тяжелее воздуха, и со многим другим, что во времена Жюля Верна либо совсем не существовало, либо стало - под конец его жизни - появляться в зачаточном виде.
Единственно чего нет в романе, о чем великий фантаст не упоминает, так это бездонный мир Интернета. Я провожу единую линию в его романе, в описании океана, его безграничных возможностей, его богатства и бескрайности – это современный мир Интернета.
Жюль Верн был прозорливым, гениальным фантастом. Однако, если бы творческая фантазия его проявлялась лишь тогда, когда он попадал в мир машин, романы его, надо полагать, быстро утратили бы живой интерес. Неувядаемая привлекательность книг Жюля Верна - прежде всего, в образах его героев, благородные черты которых неотразимо врезываются в нашу память. Все это - люди активные, волевые; любая загадка, с которой им приходится встречаться, должна быть разгадана, любая трудность должна быть преодолена.
Свободолюбие - одна из примечательнейших особенностей жюль-верновских героев.
1848 год - год приезда в Париж Жюля Верна - был годом революции, изгнавшей из Франции короля Луи-Филиппа. У биографов писателя мы не найдем достаточно данных для того, чтобы исчерпывающе охарактеризовать его социально-политические воззрения. Революционером он, бесспорно, не был. Однако о прогрессивных позициях, которые он занимал, о его демократических убеждениях наглядно свидетельствует само его творчество. В особенности следует подчеркнуть постоянное сочувствие Жюля Верна национально-освободительному движению народов, его отвращение к колониальному гнету.
"Дети капитана Гранта" - роман географический, в котором яркими красками изображены флора и фауна Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Однако писатель не ограничивается лишь растительным и животным миром этих мест. Он выразительно показывает, в каком тяжелом положении оказалось коренное население описываемых стран, подпавшее под владычество колонизаторов.
Жюль Верн имеет миллионы читателей во всех странах мира. Без его классических произведений нельзя представить себе круга чтения нашей детворы, нашей молодежи. Он и сегодня со своими читателями - живой с живыми!
К счастью, возможно под влиянием сильного характера, который был создан им в "Двадцати тысячах лье под водой", он сумел вырваться из слишком узких рамок, в которые сперва сам пытался втиснуть свое воображение: Да и как мог бы он удовлетвориться еще одной робинзонадой, когда сознанием его владел благородный образ: Немо, предстающий у него гением моря. Немо страстно любит море. "Море - это все! Дыхание его чисто, животворно... В лоне морей обитают невиданные, диковинные существа (ну чем ни мир Интернета?). Море - это вечное движение и любовь..." Но тут же он добавляет: "Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут еще чинить беззаконие, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водой они бессильны, тут их могущество кончается!.. Тут, единственно тут, настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!"
Это кредо поэта и философа. Неполное кредо, ибо сам Немо действует против деспотов, выступая "страшным судией, настоящим архангелом мести", когда наблюдает за погружением на дно раненого им военного корабля. Корабль этот не выкинул флага, и национальность его остается неизвестной. В чем тут дело? Сознательная осторожность издателя или, вернее, символический характер сражения, ибо на бизань-мачте военного корабля мог ведь развеваться флаг любой великой державы?