Теперь смерть Дориана Грея кажется закономерным концом. Мир больше не может выносить человека, совершившего такое ужасное преступление. Мертвый герой показан абсолютно неэстетичным, то есть Уайльд-эстет не приемлет совершенного Дорианом убийства, осуждает его. В писателе просыпается моралист, и он жестко, но справедливо наказывает своего героя.
Но что же приводит Дориана к убийству? Вспомним три ключевых момента его теории: истинно уайльдовский эстетизм, гедонизм и ницшеанство. Мы уже доказали, что эстет не может принять совершенного им преступления. И, уж конечно, не из жажды наслаждений Дориан убивает своего друга. Так почему же он так внезапно возненавидел Безила Холлуорда? Показав художнику портрет, обнажив перед ним всю свою сущность, Дориан испугался разоблачения, одновременно с этим почувствовав острую неприязнь к Безилу. Дориану противна была его чрезмерная «правильность», кроме того, именно Холлуорд был автором портрета. А Грей давно возненавидел эту картину, видя в ней источник своего недовольства жизнью, да и разве мог он равнодушно смотреть на отвратительный облик своей души? Итак, тогда в темной пыльной комнате все эти чувства слились в жгучую ненависть к художнику. Но пока ещё непонятно, почему же Дориан совершает убийство. Почему он не мог пригрозить, накричать на него? Почему он тихо убивает Безила, не пытаясь даже самому себе признаться в истинных мотивах поступка? Тут-то и сыграли свою роковую роль идеи вседозволенности, сильной личности и отказа от морали, стирания границ между добром и злом – один из основных принципов ницшеанства. Последнее и поставило точку в падении Дориана, опустившегося на самое дно, но так никогда и не раскаявшегося в своих преступлениях. Его учитель, циничный лорд Генри, был скорее теоретиком и, прежде всего, эстетом. Дориан же так и не стал истинным эстетом, зато хорошо воспринял гедонизм, приведший его к наркотикам, и разрушительное ницшеанство, доведенное до логического конца и повлекшее за собой убийство, ницшеанство, которое лорд Генри, в отличие от Дориана так и не решился применить на практике.
Заключение
Итак, в этой работе я попыталась понять, что привело Дориана Грея к убийству своего друга. Его мировоззрение, сформированное под влиянием Лорда Генри, составляли три ключевых понятия – эстетизм, гедонизм и ницшеанство. Убить человека под влиянием первых двух невозможно. В совершенном Дорианом преступлении нет никакой красоты и изящества, скорее наоборот, эстету оно должно казаться отвратительным, как нечто низкое и уродливое. Никакого удовольствия от смерти Бэзила Холлуорда Дориан тоже не получил, она оставила его фактически равнодушным. Он, правда, считал художника виноватым перед собой, и тогда, в темной комнате с портретом, действительно его ненавидел, но это все же не дает ответа на вопрос, почему Дориан расправляется со своим другом так жестоко. Почему не дрогнула его рука? Почему он никогда в этом не раскаялся? Значит, он считал, что имеет право на убийство, не думал, что совершает нечто противоестественное? Ответ на эти вопросы заключается в идее вседозволенности и отказе от традиционных моральных норм, которые Дориан воспринял, пожалуй, лучше, чем эстетизм и гедонизм Лорда Генри. Именно ницшеанство поставило точку в падении Дориана Грея, позволив убить своего друга.
Таким образом, ницшеанство обесценивает человеческую жизнь, убирает все моральные преграды на пути убийств и преступлений. Подобные настроения в обществе неотвратимо приводят к жестоким режимам, подавляющим личность, катастрофам и войнам, под знаком которых прошел весь двадцатый век.
Список использованной литературы
1. Уайльд О. Портрет Дориана Грея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. – М., 1976.
2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра/ Избранные произведения. – СПб., 2003.
3. Философский словарь /под ред. Фролова И.Т./ – М., 1980
4. http://www.peoples.ru/art/literature/wilde_oskar/
5. http://www.nietzsche.ru/
[1] Уайльд О. Портрет Дориана Грея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественная литература, 1976. с. 60.
[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра/ Избранные произведения. СПб.: Азбука классика, 2003. с. 420 Дальше ссылки на это издание смотри в тексте.
[3] Уайльд О. Портрет Дориана Грея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественная литература, 1976. с. 82 Дальше ссылки на это издание смотри в тексте.
[4] Уайльд О. Портрет Дориана Грея/ Библиотека всемирной литературы, т. 118. М.: Художественная литература, 1976. с. 286
[5] там же с. 287
[6] там же с. 287