Смекни!
smekni.com

Изображение сопротивления в концентрационном лагере "Бухенвальд" по роману Бруно Апица "Голые среди волков" (стр. 4 из 5)

Чем больше людей узнают о ребенке, тем напряженней становится конфликт. Каждый герой реагирует на это событие по - своему: Пиппиг отдает свою жизнь, так и не выдав местонахождение ребенка; Цвейлинг обещает помощь и защиту заключенным, которые прячут дитя и, не задумываясь, сдает их; трусливый Розе боится за свою жизни и лагерному мучителю не составляет особого труда выведать у него нужные сведения о малыше.

Характеризуя темп развития действия, следует обращать особое внимание на остановки, замедления, которые могут возникнуть, если писатель использует разного рода внесюжетные компоненты (например, вставные произведения, авторские отступления). Широкое использование описаний, вводящих рассказов, необходимых для того, чтобы представить новых героев, а также "исповедей" героев, диалогов, в которых выясняются их идейные позиции, также тормозит развитие действия, снижает его темп.

Темп развития действий в романе "Голые среди волков" довольно высокий. И хотя автор делает иногда отступления, все же действия в произведении развиваются довольно динамично.

Кульминация - высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация - поворотный момент в отношениях между противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными[25].

В исследуемом романе кульминацией является момент, когда одному из эсэсовцев все же удалось найти малыша в бараке, но фашист не посмел тронуть ребенка. И хотя это событие произошло до того, как заключенные подняли восстание, само это событие не оставляет у читателей уже никакого сомнения в конечно исходе борьбы.

Вот как описывает это событие Бруно Апиц в своем романе: "Дернув дверь, Клуттиг ворвался в барак. Его глаза за толстыми стеклами очков сверкали: он быстро огляделся. Все заключенные при его внезапном появлении встали. Рунки поспешно спрятался где-то позади. Клуттиг, выпятив нижнюю челюсть, осматривал одного за другим безмолвных людей. Вдруг его глаза расширились. Он оттолкнул двух стоявших перед ним заключенных и шагнул вперед. На столе старосты он увидел ребенка. Мальчик задрожал и испуганно ухватился за Бохова, который обнял его рукой. Клуттиг раскрыл рот, и кадык у него запрыгал. Бохов стоял не шевелясь. Заключенные оцепенели.

Ах, вот оно что! - взвизгнул Клуттиг.

В ярости он выхватил из кармана пистолет.

И тут произошло неожиданное. В одну секунду вокруг Клуттига образовалась пустота, а перед ребенком выросла стена из заключенных. Ни слова, ни возгласа. Немые фигуры, в упор смотрящие на Клуттига.

Он круто повернулся, словно почуяв неладное позади. Но и за ним заключенные стояли, тесно сгрудившись. Люди загородили собой дверь!..."

Развязка действия - завершающая часть сюжета, следующая после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт[26].

Последствия конфликта в исследуемом романе очевидны: фашисты и заключенные поменялись ролями. Теперь уже эсэсовцы боятся заключенных, боятся приближающихся советской и американской армии, а узники Бухенвальда, чувствуя поддержку со стороны войск, восстают как лавина.

Иногда развязка действия представляет собой последующую историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения о том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия. В исследуемом произведение автор не прибегает к такому приему, предоставляя читателю самому додумать, как сложились последующие судьбы главных действующих лиц романа.

Важно также определить тип сюжета романа. Среди всего многообразия сюжетов литературных произведений выделяются два основных типа:

хроникальные сюжеты (их называют также центробежными);

концентрические сюжеты (центростремительные).

Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей. Критерий разграничения этих типов сюжета - характер связи между событиями.

В хроникальных сюжетах связь между событиями - временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим. "Формулу" сюжетов этого типа можно представить так:

а, затем b, затем с... ... затем х (или: а + b + с +... + х),

где а, b, с, х - события, из которых складывается хроникальный сюжет.

Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетах-хрониках не развертывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне (логически) не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

Хроникальные сюжеты широко используются в авантюрно-приключенческих романах, в которых воссоздается, как правило, внешняя сторона жизни людей, в социально-бытовых романах-хрониках, где могут быть изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определенной социально-бытовой среды.

Хроникальный тип сюжета может привлечь писателя, если ему необходимо показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. "История души человеческой" - основа психологического романа-хроники.

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.

"Формулу" сюжета этого типа можно представить таким образом:

а, следовательно, b, следовательно, с... следовательно, х

(a - > b - > c - >... - > x),

где а, b, с, х - события, из которых складывается концентрический сюжет[27].

Из описания этих двух типов сюжета видно, что роман "Голые среди волков" относится к концентрическому типу сюжета. Для хроникального сюжета в романе освещен слишком маленький период времени, кроме того все поступки и действия персонажей соединены причинно-следственными связями.

Также стоит осветить некоторые особенности сюжетной линии романа "Голые среди волков", которые сложно осветить, пользуясь выше приведенной схемой.

Во-первых, стоит отметить, что сюжетная линия поражает точностью, продуманностью, наличием множества деталей, которые помогают в полной мере представить себе ужасную картину жизни людей за колючей проволокой и хмельное ощущение свободы после того, как движение Сопротивления смогло взять власть в лагере в свои руки. Да это и не удивительно, ведь автор знает о Бухенвальде не понаслышке, а на собственной шкуре испытал все ужасы пребывания в этом лагере смерти. Больше удивляет другое: как мастерски автору удается переплетать непосредственно сюжетную линию с историческими фактами, таким образом делая роман "Голые среди волков" не просто чтивом для широких масс людей, но еще и, по сути, историческим документом, который может поведать много интересных деталей и фактов исследователям того ужасного периода времени в истории человечества. Чтобы не быть голословными, приведем пример. "Гефель поспешно покинул барак. На дворе все еще моросил пронизывающий мелкий дождь. Гефель вздрогнул и втянул голову в плечи. Его мучило, что он так грубо обошелся с Пиппигом. Но рассказать этому славному парню причины своего молчания он не мог, - это была глубочайшая тайна. Ни Пиппиг, ни кто-либо другой не знал, что он, бывший фельдфебель рейхсверовского гарнизона в Берлине и член коммунистической ячейки, здесь, в лагере, был военным инструктором интернациональных групп Сопротивления.

Из интернационального лагерного комитета с течением времени образовался цент Сопротивления. Первоначально, в интернациональном лагерном комитете, ИЛКе, объединились члены коммунистических партий разных стран просто как представители своих наций, чтобы помочь тысячам согнанных в одно место людей осознать свою общность, наладить взаимное понимание между национальностями и, при помощи лучших людей, пробудить чувство солидарности, которого вначале не было и в помине"… На примере этих двух абзацев можно проследить, как тонко и плавно Апиц переходит от описания душевных переживаний Гефеля к описанию идей, побудивших заключенных к созданию интернационального лагерного комитета, что, безусловно, имеет важное значение для понимания исторических событий, развернувшихся на территории Бухенвальда в 1945-м году.

Отдельного внимание заслуживает описание автором персонажей. Бруно Апиц знакомит читателя с каждым из действующих лиц как бы ненароком, в процессе разговора, ходьбы и т.д. Он не приводит детальных описаний героев, отмечает лишь определенные черты, будто бы делает наброски, но тем не менее, с помощью нескольких строчек ему удается "оживить" человека, сделать его ярким, дать не только понятие о внешности, но и о его этических и моральных качествах: "на всегда простодушно-удивленном лице лагерного электрика Шюппа, с круглым ртом и круглыми глазами за стеклами очков в черной оправе, отразилось возбуждение от неожиданного известия". Так описывает Апиц Шюппа, и хотя о нем сказано не много, создается ощущение что автор явно симпатизирует своему герою, что это открытый и добродушный человек, сохранивший способность удивляться даже живя в нечеловеческих условиях Бухенвальда.