Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определенную систему, а не набор отдельных понятий: это и зафиксировано в итоговых требованиях к знаниям учащихся по классам.
В средних классах на первом плане—изучение эпических отдельных произведений, и основной круг понятий о содержании и форме произведения осваивается именно здесь.
Разговор об общих свойствах литературы на вводных уроках и при изучении произведений поможет школьникам преодолевать слабые стороны наивно-реалистического понимания литературы, вырабатывать подлинно художественное восприятие.
В какой-то мере в средних классах создается представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о родах и жанрах, об отличии письменной, профессиональной литературы от устного народного творчества.
Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит несколько стадий, по мере развития учащихся. Сначала накапливаются наблюдения над явлением, затем дается начальное понятие и потом—развитие его.
Проследим это развитие на одном из центральных теоретических понятий — понятии о литературном герое.
Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5-м классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями («Кавказский пленник», «Муму»), учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам («Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью»). При изучении рассказа школьники получают начальное понятие о литературном герое как о человеке. изображенном в произведении с помощью определенных средств (описание внешности, поступков и переживаний, речь). На повести рассматривается одно из средств изображения героя—портрет.
В 6-м классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий свое отношение к изображаемому («Дубровский»), развивается представление о средствах изображения героя — портрете пейзаже, совершенствуется умение давать нравственную оценку герою. Шестиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности—поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится доступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе авторское отношение. Это понятие дается при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба».. При изучении всех последующих эпических произведений необходимо обращаться к этому понятию и сосредоточивать внимание на особенностях раскрытия характера в сатирических произведениях Щедрина и Чехова (осуждая героев, автор сатирического произведения исходит из представления о настоящем человеке; в сатирическом персонаже обычно выделена одна черта, данная в преувеличении, подчас до неправдоподобия; особую роль здесь играет художественная деталь).
Учащиеся 7-го класса осознают, что в литературе создаются художественные образы людей. Можно соотнести друг с другом понятия: литературный герой, литературный характер и художественный образ. Литературным героем мы называем любого человека, изображенного в литературном произведении. О характере мы говорим, когда видим в герое индивидуального человека с присущими ему мыслями, чувствами, проявляющимися в поступках. При всем многообразии его свойств в характере есть определяющие, главные черты. В характере выражается авторская оценка героя и окружающей его действительности, раскрывается существенное, закономерное для определенной эпохи и для человечества. Говоря о художественном образе, следует иметь в виду, что в лирическом произведении существует особый вид образа— образ-переживание, в котором человек предстает в отдельном состоянии. В эпическом произведении, помимо образов-характеров, присутствуют образы природы, животных, вещей, собирательные образы.
Л. И. Тимофеев определяет художественный образ так: «Это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»[7,90]. Это определение может быть взято за основу при формировании у учащихся соответствующего понятия, но в средних классах оно может быть несколько упрощено: 1) образ—это наглядная картина, отдельный человек в произведении; 2) это всегда обобщение, открытие нового; 3) в образе раскрывается авторское отношение к изображаемому; 4) образ создается писателем с помощью художественного вымысла, это не простое копирование жизни, а воплощение определенной идеи, авторского представления о прекрасном.
Но, расчленяя понятие на части, необходимо учить школьников видеть в художественном произведении все стороны образа: воссоздавать в воображении нарисованное в произведении («Картины быта XVI века» в «Песне про купца Калашникова»); понимать обобщающее значение образа («Теркин—воплощение лучших качеств советского воина»); видеть авторскую оценку (в «Капитанской дочке»); сознавать, что образ создан с помощью вымысла, определенных приемов раскрытия художественной мысли.
Система уроков в 7-м классе, на которых формируется понятие о художественном образе, и теоретическое обоснование этой системы содержится в книгах Г. И. Беленького.
В 6-м и 7-м классах учащиеся узнают о том, что человек изображается по- многосторонне и объемно—в эпических произведениях. Курс средних классов должен научить школьников воспринимать и анализировать образы литературных героев. Это зафиксировано в требованиях к умениям семиклассников.
В старших классах образ человека предстает конкретно-исторически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития. В 8 классе осваивается понятие типа как единства индивидуального характера, обобщения определенных закономерностей и верной авторской оценки изображаемого. На образах героев произведений критического реализма учащиеся 9—11-го классов начинают видеть сквозь исторически обусловленное содержание произведений непреходящее, общечеловеческое значение духовных поисков писателей, учатся оценивать меру жизненной правды, определяемую классовой позицией писателя, степенью его народности.
Как видно из сказанного, в школе осуществляется определенная логика постижения теоретико-литературных понятий, отличная от системы построения теории литературы как науки.
В системе школьного образования вначале осваиваются понятия, связанные со структурой художественного произведения, а из двух других циклов изучается лишь то, что необходимо для понимания учащимися конкретного произведения. И только после этого школьники обращаются к учению об образном отражении действительности и к учению о литературном процессе.
По мере накопления наблюдений вводятся отдельные теоретические понятия, в основном о свойствах отдельного произведения—художественной речи, сюжете и композиции, герое и авторе, теме и идее. В 9—11-м классах теоретические понятия осваиваются в свете истории литературы, особенно широко развертываются понятия, связанные с общими свойствами литературы как отражения действительности и с историко-литературным процессом.
Такое построение опирается на психолого-педагогические исследования художественного восприятия учащихся разного возраста и подтверждено всем опытом преподавания литературы в советской школе. Обоснование системы работы над теорией литературы в школе дано в книге Г. И. Беленького и М. А. Снежневской.
И в развитии отдельного читателя сначала появляется умение подходить к произведениям разных жанров с разными установками (понимание фантастического мира сказки, ожидание правдоподобия от рассказа). Осознание причинно-следственных связей между явлениями приводит к умению понимать и оценивать сюжет и законы построения произведений. Одновременно складывается умение понимать и оценивать красоту поэтического языка, его изобразительных и выразительных средств (на это обращают внимание ребят уже книги для чтения 1—3-го классов). В результате формируется понимание того, что литературный герой — художественный образ, что есть автор, чьи мысли и чувства выражены в произведении.
И только после этого возможно понимание важнейших общих свойств художественной литературы: специфики отражения в ней действительности и выражения авторского сознания, значения эстетического идеала, закономерностей исторического развития.
Не случайно поэтому в 11-м классе программа предусматривает обобщение ранее изученного. Из уроков, отведенных на повторение, целесообразно 3 урока посвятить повторению материала под углом зрения теоретических проблем. Можно выделить следующие темы: «Художественный образ, литературный характер, литературный тип;»; «Критический реализм, социалистический реализм, стиль писателя» и т.д. Построить эти уроки можно в форме семинаров, заранее предложив разным группам учащихся различные задания. Одни подготовят определение понятий по «Краткому словарю литературоведческих терминов», другие—характеристику героев с точки зрения того, как в них отразилась эпоха и выразились идеалы авторов, как проявилась в них классовость, народность, партийность писателя. Во второй теме интересно доказать, что «Евгений Онегин» и «Война и мир» — произведения критического реализма. При подготовке к уроку о родах и жанрах учащиеся подберут произведения и раскроют их жанровую специфику. Например, можно подумать, почему «Герой нашего времени»—роман, а не сборник повестей; почему «Судьба человека» — рассказ, а не повесть; чем отличается пейзаж в лирическом стихотворении от пейзажа в романе и т. п. Такие уроки не просто позволят повторить материал по истории и теории литературы, но и дадут возможность взглянуть на изученное в 8-м и 9-м классах с более высокой точки зрения. Обобщающие уроки помогут сравнить между собой произведения разных эпох, направлений, а такое сравнение откроет и новое в изученном.