Наиболее полно исследована пьеса «Гроза» А. И. Ревякиным (А. И. Ревякин. «Гроза» А. Н. Островского. М., Учпедгиз, 1962). В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительности, дан анализ действующих лиц, прослежена история постановок. Учитель может рассказать школьникам о том, что Академия наук присудила А. Н. Островскому за «Грозу» большую Уваровскую премию, а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либретто Островского. Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личности драматурга.
2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Определяя путь изучения Островского в школе, мы прежде всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. При этом, конечно, нельзя говорить о каких-то канонах в работе над темой. Различны системы уроков. Многообразны приемы и методы. Мы рассказываем об одном из путей, оправдавших себя на практике.
Драма «Гроза», предлагаемая для текстуального изучения, дает возможность поставить ряд проблем, интересных для учеников сегодня, проблем, которые потребуют глубокого вчитывания в тексты, раздумий. Однако девятиклассники должны увидеть пьесу и глазами современников Островского, понять замысел драматурга.
Идейно-художественный замысел драматурга в этой пьесе воплощается прежде всего в образе Катерины, поэтому характер Катерины—в Центре внимания в течение всей нашей работы. Именно в этом образе заключены огромные возможности воспитательного воздействия пьесы Островского.
Специального урока для работы над отрывком из статьи Н. А. Добролюбова не выделяется. На первом уроке учитель расскажет о статье в целом, затем в разных формах статья привлекается в процессе изучения всей пьесы.
Работа над драматическим произведением должна быть построена так, чтобы помочь ученикам восполнить в своем воображении при чтении то, что делают в театре режиссер, актер, декоратор. Ученику дается возможность самому представить и, опираясь на текст пьесы, нарисовать отдельную сцену, расположение действующих лиц, их поведение, обстановку. Возможно и широкое привлечение воспоминаний о сценическом воплощении пьесы. Сопоставление различных трактовок всегда пробуждает мысль и воображение ученика.
При изучении драматического произведения большое значение имеет чтение по ролям, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. Практически все выделенные для работы явления должны прозвучать в классе.
Пожалуй, не требует доказательств положение, что наиболее целесообразная последовательность изучения драматического произведения—работа по действиям. Но ясно и то, что не может быть сплошного, одинакового подробного изучения текста, которое в конце концов разрушает целостность впечатления. Поэтому необходим отбор явлений и выдвижение в каждом акте центральной проблемы. Некоторые из выдвинутых проблем могут относиться не только к данному акту, но и ко всей пьесе в целом. Постановка таких проблем в связи с определенным действием объясняется тем, что в нем они звучат особенно отчетливо. Конечно, при обсуждении их привлекается материал из других действий. Вообще следует сказать, что работа над отдельными действиями не может идти плодотворно, если ученики не имеют представления о пьесе в целом. Исходя из сказанного, предлагаем такую систему уроков:
1-й урок. Островский—создатель русского национального театра.
2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся. Вступительная беседа к «Грозе». Споры вокруг «Грозы».
3-й урок. Обзор пьесы в целом.
4-й урок. Неизбежность конфликта. (Работа над I действием.)
5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? (Работа над II действием.)
6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III действием.)
7-й урок. Сила или слабость характера? Победа или поражение? (Работа над IV—V действиями.)
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза»
1-й урок. А. Н. Островский—создатель русского национального театра
Главная часть урока посвящается лекции учителя о взглядах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем воображении зрителями и читателями середины прошлого века.
Трудно понять, как велико было впечатление от первых пьес Островского, если не представить, как необычны были они в репертуаре той поры, состоявшем преимущественно из пустых водевилей и переводных душещипательных мелодрам.
И сразу же после появления первых пьес Островского вспыхнули горячие споры. Выражались две противоположные точки зрения. «Воплощенная .правда», «На сцене началась новая эра»,—говорили с восторгом одни, другие возмущались, считали, что успех комедий Островского и «восторг публики» доказывают «совершенное падение искусства и вкуса». «Сцена провоняла полушубком Островского», «Надеть на актеров поддевку и смазные сапоги—еще не значит сказать новое слово».
В 1859 году после выхода в свет двухтомного собрания сочинений Островского появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство». Эта статья была поворотной и решающей в оценке Островского русским обществом.
Домашнее задание к следующему уроку может быть различным. В некоторых классах—сочинение на тему «Мои впечатления от Катерины Кабановой». В других предлагались вопросы, на которые надо было ответить письменно:
1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпатию?
2. Как вы объясняете развязку драмы?
3. Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?
2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся. Урок начинается с чтения некоторых сочинений или письменных ответов на вопросы, выполненных дома.
В сочинениях «Ваши мысли о Катерине» большинство учащихся не оценивают этот характер положительно. Девятиклассники не могут примириться с тем, что Катерина кончает жизнь самоубийством. Они не видят в смерти Катерины моральной победы над темным царством. Их возмущает, -что Катерина покорилась Кабанихе, «раскаялась», «умирает», а Кабаниха «остается». «Все же характер у нее неустойчивый и слабый»,— заключают некоторые из них. Отрицательное отношение вызывают у школьников и религиозность Катерины и ее экзальтированность. Многие обвиняют Катерину в том, что «она изменила мужу, который был неплохим человеком», некоторые сравнивают Катерину с Татьяной Лариной, считая героиню Островского гораздо ниже в моральном отношении». В сцене с Борисом Катерина кажется неестественной и даже «ломакой». Резко отрицательное отношение вызывают последние монологи. Очень немногие отмечают поэтичность Катерины. И совсем мало говорят о красоте героини, внешней и внутренней.
Основной причиной неправильного понимания характера Катерины при самостоятельном чтении, а отсюда и неверной оценки ее является психологическая сложность образа; ее характер кажется ученикам противоречивым, ее переживания, внутренний конфликт им глубоко чужды. Кроме того, в возрасте 15— 16 лет подростки очень прямолинейно определяют понятие «положительный герой». Мешает верному пониманию характера Катерины и недостаточность у учащихся исторических представлений; знания их об эпохе поверхностны, схематичны.
Все это учитывается в процессе работы над пьесой.
Прослушав несколько сочинений или же письменных ответов на вопросы, словесник не стремится на данном этапе обострить точки зрения и вызвать спор. Начинается беседа о характерных чертах эпохи, в которую создавалась «Гроза», о размежевании русского общества, о проблемах, волновавших его в то время. При этом выделяются два вопроса: о русском национальном характере и об эмансипации женщин.
Затем идет речь об истории создания «Грозы», о статье Добролюбова «Темное царство».
Заканчивает свой рассказ учитель примерно так:
«После спектакля появились рецензии. Как вы думаете, по каким линиям шли рецензии?»
Ученик. Оценка либералов и оценка революционных демократов.
Учительница. Все эти оценки стоят в тесной связи с вопросом о русском национальном характере, о том, каков он. типичное ли явление отразил Островский. Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал нетипичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, нетипичную для всей России.
Революционные демократы утверждали обратное; от их имени выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Но главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?
У некоторых критиков на первый план в ее характере выдвигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, следствием особенностей ее натуры: «Катерина—женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противовес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, нежели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время— «светлый, любящий, созидательный, идеальный».
Наша задача—выяснить в процессе всей работы над пьесой, кто прав в оценке Катерины. Каким задумал характер Катерины сам драматург? Размышления над этим вопросом заставят учеников вчитаться в драму и таким образом углубить или изменить свое первоначальное суждение о Катерине, свое отношение к ней.