Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью.
Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?
3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.
6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III действием.)
Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие построено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й— жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й—ночной Калинов.
Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая песня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, — свидетельство их положительной оценки драматургом. Знаменитая актриса Садовская—исполнительница роли Варвары,—казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:
«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они усиливают мотив всей картины—торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.
Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, помимо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней—старое не уходит мгновенно. Но не только это—честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.
Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного драматизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель после 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики читают подготовленное дома 1-е явление III действия.
Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного царства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слушает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «время приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Феклуши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.
Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».
Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце—так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем судить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней говорить, так, как обычно. Каждая фраза—окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель— запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.
Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).
Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.
Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет—а я хмелен, вот и все» и т. д.
В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серьезно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюдательна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.
Дома учащиеся обдумывают вопросы:
1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?
7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или поражение? (Работа над IV—V действиями.)
IV действие происходит в узкой галерее со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царстве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог—знамение времени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не действуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высокомерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.
Однако сцена говорит и о слабости Кулигина. Он верит в силу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что просьбами и уговорами не победить диких и кабаних.
Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появилась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель узнает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страшное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.
Признание Катерины—кульминация. Но не о слабости Катерины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не пройдет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.
И опять, как в предыдущем действии. Островский, заставляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Тихон пытается помочь ей.
И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Катерина сломлена, что в ее душе победит страх греха.
И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по вопросам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Какой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно считать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины?
Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное—семья Кабанихи разваливается.
А Катерина — что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показывает их неосуществимость.
Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо—слишком безволен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришь!..»
Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской России, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»
Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медленное увядание в результате постоянных истязаний и издевательств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»—победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой
идти? Нет, мне, что домой, что в могилу—все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Ненависть к неволе у нее сильнее страха перед грехом.
Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.
В этих же монологах Островский показывает, что и последнее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее воображении возникает весна—время пробуждения природы, торжества жизни. Все у нее светлое, радостное—и травы, и дождичек, и цветочки.
Но самоубийство—незамолимый грех, путь в геенну огненную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли пробегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»— задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.
Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобретает общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.
Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:
1. Темы, рассчитанные на анализ пьесы в целом, на выяснение идейно-художественного замысла: «Гроза»... самое решительное произведение Островского» (Добролюбов), «В «Грозе» есть... что-то освежающее и ободряющее» (Добролюбов). «Положительный идеал Островского в «Грозе», «На чьей стороне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза», «Поражение Ка-банихи», «Островский—обличитель темного царства», «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц» (Добролюбов) и т. д.