Смекни!
smekni.com

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" (стр. 9 из 11)

Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются не­преодолимым стремлением к счастью.

Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зри­теля, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?

3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей­ствием.)

Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие пост­роено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й— жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й—ночной Калинов.

Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая пес­ня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, — свидетельство их положительной оценки дра­матургом. Знаменитая актриса Садовская—исполнительница роли Варвары,—казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:

«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они уси­ливают мотив всей картины—торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, поми­мо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней—старое не уходит мгновенно. Но не только это—честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного дра­матизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель пос­ле 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики чита­ют подготовленное дома 1-е явление III действия.

Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного цар­ства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слу­шает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «вре­мя приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Фек­луши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.

Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».

Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце—так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем су­дить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней го­ворить, так, как обычно. Каждая фраза—окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель— запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.

Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).

Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.

Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет—а я хмелен, вот и все» и т. д.

В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серь­езно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюда­тельна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.

Дома учащиеся обдумывают вопросы:

1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?

7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или пора­жение? (Работа над IV—V действиями.)

IV действие происходит в узкой галерее со сводами старин­ной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царст­ве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог—знамение вре­мени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не дейст­вуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высо­комерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.

Однако сцена говорит и о слабости Кулигина. Он верит в си­лу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что прось­бами и уговорами не победить диких и кабаних.

Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появи­лась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель уз­нает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страш­ное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.

Признание Катерины—кульминация. Но не о слабости Ка­терины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, что­бы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услы­шала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не прой­дет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.

И опять, как в предыдущем действии. Островский, застав­ляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Ти­хон пытается помочь ей.

И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Ка­терина сломлена, что в ее душе победит страх греха.

И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по во­просам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Ка­кой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно счи­тать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины?

Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное—семья Каба­нихи разваливается.

А Катерина — что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показы­вает их неосуществимость.

Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо—слишком безво­лен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сго­воришь!..»

Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской Рос­сии, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»

Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медлен­ное увядание в результате постоянных истязаний и издева­тельств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»—победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой

идти? Нет, мне, что домой, что в могилу—все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Нена­висть к неволе у нее сильнее страха перед грехом.

Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.

В этих же монологах Островский показывает, что и послед­нее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее во­ображении возникает весна—время пробуждения природы, тор­жества жизни. Все у нее светлое, радостное—и травы, и дож­дичек, и цветочки.

Но самоубийство—незамолимый грех, путь в геенну огнен­ную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли про­бегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»— задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает по­следние путы темного царства — страх перед грехом. Не раз­лука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобрета­ет общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.

Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:

1. Темы, рассчитанные на анализ пьесы в целом, на выяс­нение идейно-художественного замысла: «Гроза»... самое ре­шительное произведение Островского» (Добролюбов), «В «Гро­зе» есть... что-то освежающее и ободряющее» (Добролюбов). «Положительный идеал Островского в «Грозе», «На чьей сто­роне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза», «Поражение Ка-банихи», «Островский—обличитель темного царства», «В «Гро­зе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц» (Добролюбов) и т. д.