Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в школе (стр. 4 из 4)

Вспоминает Миклашевская: "Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана "Медведь" Мариенгоф, Никитина, Есенин и я. Он был какой-то притихший, задумчивый...

– Я буду писать вам стихи.

Мариенгоф смеялся:

– Такие же, как Дункан?

– Нет, ей я буду писать нежные..."

Действительно, вскоре в журнале "Красная нива" в номере от 14 октября 1923 г. появилось первое стихотворение, посвященное Миклашевской "Заметался пожар голубой..." Помните?

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

... Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Близость с Миклашевской помогает Есенину уйти от нездоровой среды, обрести внутреннее равновесие:

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя;

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Он называл ее сестрой и подругой, вблизи Миклашевской он чувствовал себя спокойным и уравновешенным; он в это время сам прощался с буйной молодостью, искал душевного покоя.

В сборнике "Москва кабацкая" Есенин посвятил Миклашевской целый цикл стихов под названием "Любовь хулигана". Он состоял из семи стихотворений: "Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...", "Вечер черные брови насопил..."

(Звучит романс на стихи С.Есенина "Над окошком месяц...", затем ученик читает стихотворение "Вечер черные брови насопил...")

– Ребята, что настораживает вас уже с первой строфы стихотворения? И чем дальше, тем больше: "Может; завтра больничная койка / Успокоит меня навсегда...", "Пусть я буду любить другую...", "Голова ль ты моя удалая, / До чего ж ты меня довела?"

(Это есенинское стихотворение написано уже тогда, когда встречи с Августой Миклашевской становятся все реже и реже. Из воспоминаний самой актрисы:

"Увидев меня однажды на улице, он соскочил с извозчика, подбежал ко мне.

– Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение:

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?..

Как всегда тихо прочитал все стихотворение и повторил:

– Наша жизнь, что былой не была...")

К этому времени Миклашевская ушла из Камерного театра. Ей приходилось много работать, чтобы самостоятельно воспитывать маленького сына. Зарабатывала концертами, репетировала в театре "Острые углы".

(Ученица читает из воспоминаний А.Миклашевской.) Третьего октября 1924 года меня разбудили в восемь часов утра. Пришел Есенин. Мы уже встречались редко, но тревога за него была еще сильней. Он стоял бледный, похудевший. "Сегодня день моего рождения. Вспомнил... этот день прошлого года и пришёл к вам". Вид у него был измученный, больной. Голос хриплый. Мы шли по улице, и у нас был нелепый вид. У него на цилиндр (очевидно, опять надел ради дня рождения), на руке лайковая перчатка, и я – с непокрытой головой, в накинутом на халат пальто, в туфлях на босу ногу. Но он перехитрил меня. Довел до цветочного магазина, купил огромную корзину хризантем и отвез домой. На прощанье сказал: "Извините за шум. И ушел неизвестно куда..."

А вообще Есенин не мог любить никого и ничего, кроме своей ПОЭЗИИ. Вспоминает Рюрик Ивнев: "...У Есенина жизнь и творчество тесно были сплетены, как веревка одного каната. При всей своей изумительной теплоте его лирики его любовь была «беспредметна». Он любил в себе самого себя... Он часто даже выдумывал" себе любовь, как это было с артисткой Миклашевской, которой он каждый день посылал цветы, и в то же время жаловался друзьям, что ему с ней скучно».

(В последний раз Миклашевская видела Есенина в 1925г., перед тем, как он лёг в больницу. Вскоре после смерти Есенина уехала работать в Брянский театр, затем были Рязань, другие провинциальные города и вновь Москва. Вся жизнь Августы Миклашевской была связана со сценой. Снималась она и в кино. Спектакли с её участием в разные годы посещали Ф.Шаляпин, В.Маяковский, Вс. Мейерхольд, В.Качалов. А.Миклашевская прожила долгую жизнь – 86 лет. Прах актрисы захоронен на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы Есенина.)

(Звучит романс "Отговорила роща золотая..." в исполнении ученика.)|На дворе 1924 год... И стихотворение это написано Есениным в это самое время. В жизнь поэта вошла еще одна женщина - Галина Артуровна Бениславская. Но она для Сергея Есенина только друг и не более... Эта женщина в годы гражданской войны перешла линию фронта из Харькова. Работала в редакции газеты. Есенин жил в ее квартире. Здесь же жили и две сестры поэта – Катя и Шура. Бениславская занималась редакторскими делами Есенина.

Но ведь с 1924 годом связана ещё одна веха биографии Сергея Есенина. Именно в 1924 году Есенин едет на Кавказ. 2 – 3 сентября 1924 года Есенин едет на Кавказ в четвёртый раз. Непосредственным толчком к поездке была встреча с П.И.Чагиным, вторым секретарём компартии Азербайджана.

17 октября 1924 г. Есенин писал своему другу Галине Бениславской:

«Сижу в Тифлисе. Дожидаюсь денег из Баку и поеду в Тегеран. Первая попытка проехать через Тавриз не удалась».

Выезд 3 – 5 декабря 1924 г. в Батум был пятой попыткой поэта побывать на Ближнем Востоке. Но попытки выехать в Константинополь не имели успеха. Здесь же, на юге, он пишет стихи, посылает Бениславской для последующего редактирования и подготовки к изданию. А 16 – 17 декабря на вечере в доме журналиста местной газеты Л.О.Повицкого, куда был приглашён Есенин, поэт познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, учительницей армянского языка. В начале 1921 года она была замужем за любимым человеком. Но через три года муж умер. Она осталась с ребёнком на руках. И вот встреча с Есениным…

На следующий день он снова ждал её у школы. Он первой ей прочёл стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» (1924) и подарил его на память.

Они продолжали встречаться. Из воспоминаний Ш.Тальян-Тертарьян: «Он всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками…»

Когда они шли по улице, мужчины упрямо и долго провожали её глазами, женщины же украдкой следили за ними. Что влекло Есенина к Шаганэ? Прямота, с которой она отстаивала свои взгляды, трогала его.

(Ученик читает стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»)Один за другим появляются стихи, вошедшие в цикл «Персидские мотивы»: «Я спросил сегодня у менялы…», «Ты сказала, что Саади…» (можно предложить прочесть одно из них и потом спросить о впечатлении и эмоциональном воздействии стихотворения.)

19 – 20 февраля 1924 г. Есенин уехал из Батума. В памяти поэта навсегда останется молодая батумская учительница, которой он был обязан чудесным чувством гордой дружбы-любви. В своих «Персидских мотивах» он создаёт героиню цикла, персиянку Шаганэ, обессмертив женщину, ставшую её прообразом.

В марте 1925 г. Есенин возвращается в Москву и решает жениться на Софье Андреевне Толстой, внучке великого Толстого. 25 июля 1925 г. Есенин и Толстая выезжают в Баку. Прожили там немногим больше месяца. Там в августе Есенин написал стихотворение «Руки милой – пара лебедей…», которое было посвящено С.А.Толстой.

(Ученик читает стихотворение «Руки милой – пара лебедей…»)6 августа они возвращаются в Москву. Как Бениславская ни уговаривала Есенина не делать опрометчивого шага, не жениться на Софье, но 18 сентября 1825 г. этот брак был заключён.

Есенин уже ничего не различает впереди и не в силах управлять своими поступками. Поэт порывает с Бениславской, другом, равного которому в его жизни не было. Она не выдерживает последнего удара, уходит. Он знает, что это конец всему, может быть, конец самой жизни.

Весь сентябрь Сергей Есенин и Софья Толстая готовят к печати собрание сочинений в 3-х томах.

– Ребята, обратите внимание на тот факт, что чем ближе трагическая развязка, тем трагичнее и безысходнее мысли поэта. Ведь почти все стихи, написанные Есениным в 1925 году, имеют конкретную дату. Что это – предчувствие? «Цветы мне говорят – прощай…» (27 октября 1925 г.), «Клён ты мой опавший…» (28 ноября 1925 г.).

(Ученик читает «Цветы мне говорят – прощай…» и далее, поочерёдно читаются стихи и называются конкретные даты их написания.)

30 ноября 1925г. «Какая ночь! Я не могу…»...Любить лишь можно только раз.

Вот оттого ты мне чужая...

...Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу ВЕЧНО СНИТСЯ МАЙ

И ТА, ЧТО НАВСЕГДА ЛЮБЛЮ Я.

4 декабря 1925 г. "Ты меня не любишь, не жалеешь..."...И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,

КТО ЛЮБИЛ, УЖ ТОТ ЛЮБИТЬ НЕ МОЖЕТ,

КТО СГОРЕЛ, ТОГО НЕ ПОДОЖЖЕШЬ,

13 декабря 1925 г. "Может, поздно, может, слишком рано..."...И, спокойно вызов принимая,

Вижу я, ЧТО МНЕ ОДНО И ТО Ж –

ЧТИТЬ МЕТЕЛЬ ЗА СИНИЙ ЦВЕТЕНЬ МАЯ,

ЗВАТЬ ЛЮБОВЬЮ ЧУВСТВЕННУЮ ДРОЖЬ...

Чей вызов? Что же случилось? Что же осталось?.. Вопросы, вопросы... А ответов нет.

И вот в канун Рождества Сергей Есенин неожиданно, приезжает в Петроград. Неожиданно ли? Приезжает или бежит? Но от чего? А может, все-таки ОТ КОГО? Вопросы, вопросы... И потом следует:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

27 декабря 1925 г. Номер гостиницы "Апg1еtеге", где четыре года назад поэт жил с Айседорой Дункан... Ведь еще в шесть вечера накануне в этом же номере сидели Эрлих, Ушаков, Есенин, Устинова...

Девять часов вечера. Есенин сидит в шубе, на столе лежит папка. Он ее рассматривает, листает...

А утром 28 декабря, когда Елизавета Устинова пришла звать Есенина к завтраку, и никто не открыл, позвали коменданта, взломали дверь, так как она была закрыта изнутри, и увидели... предсмертную записку, написанную кровью, и тело поэта. Он висел на галстуке на батарее центрального отопления. Щека его, которая была обращена к батарее, обожжена. Но ведь накануне Есенин сидел в номере в шубе. (Отключили отопление.) Не надо забывать, что гостиница "Апg1еtеге" была в то время ведомственной гостиницей чекистов.

Осталось фото, сделанное по просьбе жены, Софьи Толстой. Фото с побоями Есенина... Для чего? Решайте сами...

Итог урока

Д/з.

Этот урок интересен, тем, что в ходе урока были задействованы почти все учащиеся класса. Словесный материал иллюстрирован репродукциями и музыкальными произведениями, что делает урок более эмоциональным. А это немаловажно для лирики. Материал подобран так, что превносит элемент

заинтересованности учащихся к изучению биографии и творчества поэта.


Литература

1) Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.

2) Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.

3) Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей Вып. I.- М: «Просвещение», 1972.

4) Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.

5) Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.

6) Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Про­свещение», 1966.