Смекни!
smekni.com

Наследие М.Ю. Лермонтова (стр. 1 из 3)

Вступление

Поверь, ничтожество, есть благо

в здешнем свете.

К чему глубокие познанья,

жажда славы,

Талант и пылкая любовь

свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманно, но пережито и выстрадано.

Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить те ощущения, когда мы открываем томики его стихов, знакомимся с действующими лицами «Героя нашего времени…»

Почему именно Лермонтов? Почему именно в его стихах, прозе каждый из нас открывает для себя свое, самое сокровенное. Почему грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов так нужен всем…

Извечный cпор: кто лучше – Пушкин или Лермонтов – неразрешим, потому что два великих поэта не просто разные характеры, разные личности, они – герои разного времени. Герцен – почти ровесник Лермонтова – называл «свое» поколение «отравленным с детства». Всего на пятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин, на целых пятнадцать лет он старше. Если Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, то Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья.

Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. В тринадцатые годы XIX столетия честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекалась. Вот в это время в литературу вошел Лермонтов.

В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в душевной пустыне, жил в ней, и сам себя на неё обрекал, и не мог из неё выбраться. Среди отчаянной пустоты той жизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить свободу мысли и духа. Сохранить интерес к людям. Попытаться понять их души, их трагедию.

Михаил Юрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов: мы все знаем его как человека – с одиночеством, бурной тоской, предчувствием ранней своей гибели – и всегда со страстной энергией, отчаянной каждой деятельности, счастья.

Он писал о себе и, в то же время, всегда готовился написать не о себе. О человеке своего поколения. О герое своего времени. И может быть, «вся его поэзия – подготовка к непостижимому подъёму на вершину его прозы», – писала М. Цветаева.

Опыты драматургии, первые прозаические произведения – это тоже подготовка, тоже наброски, эскизы, подход к будущему герою романа.

«В уме совсем я создал мир иной

И образов иных существованье.

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал названья»

(«Русская мелодия» 1989 год)

Что мы знаем о прозе Лермонтова? Наиболее известное произведение М.Ю. Лермонтова – это «Герой нашего времени».

Но были и первые пробы пера в прозе – это юношеский роман «Вадим», потом был незаконченный роман «Княгиня Лиговская», прозаический отрывок «Я хочу рассказать вам», сказка «Ашик – Кериб», и, наконец, значимое в творчестве Лермонтова произведение «Герой нашего времени». Еще известен очерк «Кавказец», фантастическая повесть «Штосс»; очерк «Панорама Москвы».

Глава 1

Очерк «Панорама Москвы» – датируется 1834 году. Это первая проба пера в прозе молодого Лермонтова, которая представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров В.Т. Плаксина.

В то же время (1833–1834 гг.) Лермонтов работает над романом «Вадим». Этот роман войдет в свет под условным названием «Юношеская повесть Лермонтова» спустя 40 лет в журнале «Вестник Европы».

По справедливому замечанию А. Блока, в этом первом большом прозаическом произведении Лермонтова «содержатся глубочайшие мысли о русском народе и революции». В основу романа положены исторические события крестьянской войны под руководством Пугачева, относящиеся к лету 1774 года, когда пугачевское движение охватило ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию. Многое Лермонтов почерпнул из «рассказов бабушки». Пугачев, как действующее лицо только упоминается в романе. Главное действующее лицо – Вадим, озлобленный горбун, поступивший в услужение к своему заклятому врагу богатому помещику Палицыну. История Вадима и его сестры Ольги, взятой на воспитание Палицыным, показывается на фоне событий крестьянской войны.

В основу «Вадима», как и «Дубровского» А.С. Пушкина, автором положен один и тот же реальный случай – судебное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым именем, принадлежавшим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову…».

Помещик Борис Петрович Палицын, русский барин, владелец богатого имения, приехав однажды в монастырь к вечерне, увидел у монастырских ворот, среди нескольких увечных богомольцев, ждущих подаяния, нищего, который «неподвижно смотрел на расписные святые ворота». Остальные нищее, столпившиеся у ограды, с изумлением взирали на «горбача», на вид которому было не больше двадцати восьми лет.

Пораженный безобразием и страшной силой Вадима (так звали нищего) и, уступая просьбе последнего, Палицын берет его к себе на службу, не подозревая, что «новый холоп» – сын его врага.

Когда-то старик Палицын был добрым другом семьи Вадима. Но однажды на охоте собака отца Вадима обскакала собаку Палицына. Отец Вадима посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда. Всего несколько лет понадобилось богачу Палицыну, чтоб отнять родовое имение у отца Вадима, а сына его сделать тем, кем он стал сейчас…

Основу романа составляют взаимоотношения Вадима и помещика, которые развиваются в свете последних событий пугачевской войны.

Лермонтов постарался исторически достоверно передать настроения представителей различных социальных слоев того времени.

Вадим является самостоятельным опытом исторического романа о пугачевском движении – реальном событии русской действительности XVIII века. Он свидетельствует о серьезных намерениях юного автора: ведь в самом начале своего творчества он обратился к одному из труднейших видов романтики – роману историческому, к изображению народного движения.

Лермонтов оставил роман незавершенным.

Глава 2

Роман «Княгиня Лиговская» – незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 году. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С.А. Раевского (1808–1876), который служил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом и нравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова тем источником, откуда писатель получал фактический материал, необходимый ему для разработки сюжетной линии.

Лермонтов в своем романе переносит героев в обычную обстановку города, усадьбы. Он уделяет большое внимание не только путешествиям, которые произошли с героями, но переживанием, характерным для человека, чаще всего просвещенного молодого дворянина, и его повседневным взаимоотношением с обществом.

В своем произведении автор рассказывает о воспитании дворянской молодежи и подчеркивает разницу между «московским» и «петербургским» воспитанием.

В письме к М.А. Лопухиной из Петербурга Лермонтов писал: «…видел я образчики здешнего общества: любезнейших дам, учтивых молодых людей – все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями…».

В этом романе впервые появляется Григорий Александрович Печорин, который во многом напоминает Печорина из романа «Герой нашего времени». В молодом герое «Княгини Лиговской» намечаются черты характера, которые потом так отчетливо обозначились в образе главного действующего лица «Героя нашего времени», – сильная воля, независимость, смелость суждений, пылкое воображение и глубокий аналитический ум. Герой живет в Петербурге; он молод, блестящ, у него большой роман со светской девушкой Лизой Негуровой, любви которой он добивается, хотя не любит ее и не собирается жениться.

Роман «Княгиня Лиговская» во многом автобиографичен; реальной основой сюжетной линии «Печорин – Негурова» послужили «петербургские» отношения Лермонтова с предметом его юношеской любви Е.А. Сушковой.

Отношения Лермонтова с В.А. Лопухиной нашли отражение во второй сюжетной линии романа, связанной с именами Печорина и Веры Лиговской. Прототипом князя Лиговского в романе явился Н.Ф. Бахметев, за которого В.А. Лопухина в 1835 году вышла замуж.

Работа над романом была прервана событиями, последовавшими за гибелью в январе 1837 года А.С. Пушкина. В 1838 году Лермонтов писал Раевскому: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины».

Образы Лиговских получили свое дальнейшее развитие в повести «Княжна Мэри».

Глава 3

Прозаический отрывок «Я хочу рассказать вам» возможно был начат до «Княгини Лиговской». Но не исключено, что он был написан в последние годы жизни Лермонтова и опубликован в литературном сборнике «Вчера и сегодня» в 1845 году. Этот небольшой рассказ начинается со знакомства с жизнью молодой женщины, которая в молодости «блистала на светских балах», а теперь «схоронила себя в деревне». Потом знакомит нас с Александром Сергеевичем Арбениным, рассказывает о его детстве…

Сведения о детстве Арбенина во многом автобиографичны, т.е. перекликаются с детством самого автора.

Так же, как и Лермонтов, Арбенин жил без матери. Описание деревенского быта, уклада жизни во многом схожи с детством автора…

Рассказ был не окончен.

Глава 4

Сказка «Ашик – Кериб» была написана в 1837 году в Закавказье: там стоял Нижегородский драгунский полк, куда Лермонтов был переведен из гвардии за стихи на смерть Пушкина. Сказка «Ашик – Кериб» представляет собой запись азербайджанского дастана об Ашик – Керибе (ашик – народный певец, музыкант; кериб – чужеземец, бедняк). Этот сюжет известен в грузинском, армянском, туркменском, узбекском, турецком вариантах.